Михаил Владимиров

MVV147o.jpg

 

Крещение Финляндии и легенда о святом Хенрике

 

St_Henrik_heliga_Birgitta_Urjala

Св. Хенрик и св. Биргитта

 

Волею исторических судеб оказалась Финляндия на границе между востоком и западом Европы, на пересечении между западной, сначала католической, а потом — лютеранской церковью с одной стороны, и церковью восточной, православной с другой. Вся история Финляндии — это история борьбы за доминирование над нею между Западом и Востоком. И религиозный аспект этой борьбы — может быть, один из самых ярких её аспектов.

         К концу I тысячелетия до нашей эры финские племена заняли всю гигантскую территорию лесной полосы европейской части нынешней России от Урала до Атлантического океана. Конечно, им приходилось взаимодействовать здесь с балтийскими, германскими, а затем и славянскими племенами. В результате этого взаимодействия большая часть финских племён оказалась включена в сферу славяно-русской культуры, и лишь небольшая часть финнов, оказавшаяся на западе ареала распространения угро-финских народов, попала под влияние культуры скандинавской. По своему отношению к славяно-русской культуре все финские племена могут быть разделены на три категории. К первой относятся те финские народы, которые до нашего времени не дошли и были полностью ассимилированы славянами. Зачастую об этих племенах мы можем судить только по редким упоминаниям в летописях, географическим названиям и благодаря работам археологов и этнографов, вычисляющим характерные проявления финской культуры среди славянской среды. Кто помнит теперь, что до прихода вятичей жили в районе нынешней Москвы представители финского племени меря; мурома и мещёра размещались в бассейне реки Оки, а в районе Великого Новгорода жило финское племя под названием нерева? От некоторых из таких племён не сохранилось даже названий… И только по названиям рек и озёр мы можем с уверенностью судить о том, что сравнительно недавно большая часть центральной России была заселена финнами, которые жили рядом со славянами и среди славян. Кстати всех этих финнов скопом когда-то обозначали на Руси ёмким термином «чудь», потому что чудно, не по нашему они говорили…

         Ко второй категории относятся те финские племена, что дожили до нашего времени, но испытали при этом сильнейшее культурное влияние со стороны славян. В частности, практически одновременно со славянами приняли христианство по восточному, православному обряду. К этой категории относятся карелы и ижорцы, вожане и вепсы, поволжские финны, такие как марийцы или мордва, а также северные угро-финские народы, такие как коми, саамы или ненцы.

         И только к третьей категории принадлежат финские племена, испытавшие сравнительное меньшее влияние со стороны славян, в большей степени сохранившие свой язык и национальную культуру. И оказавшиеся разделёнными с русскими по религиозному принципу. Именно к этой, третьей категории, относятся предки современных финнов в узком смысле этого слова — потомки финских племён, которые в русских летописях упоминаются как «сумь» и «емь» — или «суоми» и «хяме», как называли они себя сами. А также ставшие предками современных эстонцев и отчасти латышей эсты и ливы.

         К XIIXIII векам эти племена оказались одними из последних европейских народов, не спешивших отказываться от своих языческих верований и обращаться ко Христу. Вот тут-то и развернулась за их души весьма драматическая борьба, вылившаяся в череду крестовых походов и приведшая к одному из первых серьёзных столкновений между Русским миром и Западом.

         Православие насаждалось среди финских племён очень медленно, исподволь и постепенно. Во многом одновременно с проникновением в финскую среду русской культуры вообще. Хотя, надо сказать, что и ответное влияние финской культуры на славянскую, и особенно на севере России, было очень существенным. Напомню, что в самом формировании и древне-русского государства, и предшествовавшей ему проторусской державы принимали участие наряду со славянскими и угро-финские племена. Многие древнейшие русские города, такие как Новгород, Псков, Ладога или Переяславль образовывались в результате слияния славянских и финских поселений. В таких «синтетических», славяно-финских поселениях местные финны крестились одновременно со славянами.

         Чуть более сложным был процесс христианизации тех финских племён, которые были тесно связаны с Русью, но сохраняли какое-то временно национально-общинное устройство. Так, карелы, ижорцы, отчасти, наверное, и вепсы выступали к XIIXIII векам как ближайшие союзники, «клиенты» Великого Новгорода. И хотя новгородцы строили в их землях крепости и обустраивали погосты, для окончательного обращения местной элиты ко Христу понадобился предпринятый в 1227 году новгородским князем Ярославом Всеволодовичем поход. В ходе которого, как сказано в летописи, «карелы и ижорцы были крещены едва ли не все». Так что некоторые западные источники даже называют иногда этот поход «крестовым». Конечно, во многом это обращение ко Христу карел и ижорцев было ещё формальным, и понадобилось ещё несколько сотен лет для того, чтобы эти «двоеверы», сохранявшие наряду с поклонением Христу и языческие обычаи, окончательно стали христианами. Но начало было положено.

         В результате новгородской экспансии на запад в состав Новгородской земли вошли территории Приладожья, Прионежья, Беломорья, Ингрии, Карельского перешейка и окрестностей Сайменского озера. По реке Кеми-йоки новгородцы спускались к Ботническому заливу, а по одной из версий даже финское название столицы шведской Финляндии города Турку происходит от новгородского «торг». Потому что задолго до строительства шведской крепости торговали там новгородские купцы с местным населением. Почему же не стала ещё в те далёкие времена новгородской вся Финляндия? Что послужило границей для новгородской экспансии на запад? Похоже, что, как это ни странно, особо близкие отношения, сложившиеся у Новгорода с одним из его клиентов, с одним из финских племён — племенем карьяла или карел. Дело в том, что карелы издавна враждовали со своими ближайшими родственниками и соседями — расселившимися к западу от них, на территории центральной и южной Финляндии представителями племени хяме или емью, ямами русских летописей. В результате новгородцы как бы унаследовали эту традиционную вражду между двумя финскими племенами, в ходе которой помогали, естественно, «своим» карелам. И вот летопись буквально пестрит записями о походах против еми, которые в поддержку карел и вместе с ними совершали сначала древне-русские, а затем и новгородские князья. Походы эти имели в основном грабительский характер. Новгородцы вместе с карелами разоряли обычно несколько поселений еми и с награбленным имуществом возвращались восвояси. Разумеется, отношений с емью это не улучшало, и в результате хяме стали воспринимать новгородцев, а затем и русских вообще как своих традиционных врагов. А граница расселения карел и хяме стала как бы естественной западной границей Новгородских земель.

         Напомню, что именно хяме вместе с «болотными людьми» (суоми, сумью) стали этнической основой современных финнов. Не смотря на эту традиционную вражду, именно от новгородцев узнали финны об основах христианского учения. Об этом свидетельствует, в частности, лингвистический анализ. Древнейшие слова, связанные с христианством попали в финский не из шведского, а из русского языка. Так из русского перешло в финский слово ‘крест’, по-фински — ‘risti’. Новгородцы первыми познакомили финнов со Священным Писанием. Само финское слово ‘писание’, по-фински ‘ramata’, происходит от новгородского ‘грамота’.

         Наши западные соседи, шведы, довольно долго серьёзного интереса к Финляндии не проявляли. В эпоху викингов Финляндия была для них лишь транзитной зоной на пути «из варяг в греки». Местом, где строили они приморские крепости-бурги, в которых можно было укрыться от бури, отдохнуть, перезимовать и не более того. Были среди викингов и христиане, но религия рассматривалось ими тогда как дело личное, и в качестве миссионеров выступать они не собирались. В качестве государственной религии было христианство принято в Швеции в годы правления короля Олафа III Шётконунга (995–1022). В 1008 Олаф был крещён в источнике близ местечка Хусабю в провинции Вестергётланд. И ещё около сотни лет понадобилось шведам для того, чтобы осознать себя единым христианским народом. И лишь после этого стали они бросать взгляды за Ботнический залив, туда, где жили всё ещё остававшиеся язычниками финские племена суоми и хяме.

         Финляндия была завоёвана шведами и обращена в христианство по западному, католическому обряду в результате трёх крестовых походов на протяжении XIIXIII веков. И сегодня мы поговорим о том событии, с которого эти крестовые походы начались.

         Первые попытки шведских католиков обратить финнов ко Христу были мирными. Интересно, что многие из миссионеров, обращавших на протяжении XIXII веков в христианство самих шведов, были выходцами с британских островов. Из Британии вышли побитый в 1080 году в Стренгнесе камнями святой Эскиль и проповедовавший в начале XII столетия южнее нынешнего Стокгольма святой Ботвид. Не удивительно, что и крестившему западных финнов святому Хенрику приписывается британское происхождение. Предание говорит, что это Генри из Британии отправился в паломничество на Святую Землю, но по дороге, в Риме, встретил земляка — Николаса Брейкспира (1115–1159) или кардинала Николая Альбанского. Кардинал в качестве папского легата собирался в поездку в Норвегию и Швецию, чтобы создать там новую церковную провинцию. Дело в том, что в те времена приходился на весь Скандинавский полуостров один единственный епископ с резиденцией в городе Лунде, что входил тогда в состав Датского королевства. И кардинал уговорил Генриха поехать с ним, вероятно предварительно рукоположив в епископский сан. В 1152 году они побывали на месте смерти св. Олафа в Нидаросе, где создали норвежскую архиепископию, а в 1153 прибыли морем в расположенный на берегу Балтийского моря шведский город Линчёпинг. В Швеции Николай Альбанский возводит Генриха на вновь созданную Упсальскую кафедру. А сам возвращается в Рим и в 1154 избирается Папой под именем Адриана IV[MVV1]  (4/XII-1154–1/IX-1159).

 

PopeAdrianIVCameo

Камея с изображением Папы Адриана IV

 

Можно предположить, что своей главной задачей новый глава Шведской Церкви считает обращение ко Христу финских язычников. Предание говорит, что, переправившись через Ботнический залив, он обосновался на берегах Лосиной реки или Хирвийоки в местечке Ноусиайнен к северу от нынешнего Турку. Самого Турку тогда ещё не существовало. На его месте было лишь место ярмарок, где торговали приезжие новгородские купцы с местными жителями из племени болотных людей или суоми. В Ноусиайнене Хенрик построил церковь в честь Пресвятой Девы и начал совершать оттуда поездки по близлежащим областям, рассказывая о Христе местным жителям и призывая их креститься. Видимо, проповедь его была не слишком удачной, потому что к чужакам финны традиционно относились с большим подозрением и отказываться от своих языческих богов отнюдь не спешили. Конечно, первоначальная церковь, построенная в Ноусиайнене Хенриком, до нашего времени не дошла, но на её месте в 1420–1430-е годы был возведён существующий и поныне храм.

 

Piispa_Henrik_at_Kupittaa

Роберт Экман. Святой Хенрик крестит финнов у источника Купиттаа на окраине нынешнего Турку

 

         Наверное, самым отдалённым местом, до которого удалось добраться Хенрику, была расположенная километрах в 100 от Ноусиайнена к северу долина реки Кокемяенйоки. Эта довольно большая для Финляндии река, окружённая уже и в те времена возделанными полями, несёт свои воды на северо-запад и впадает в Ботнический залив в районе нынешнего города Пори или Медвежьего города — Бьорнеборга. На самом берегу этой реки, в среднем её течении, в местечке Кокемяки, Хенрик обосновался в небольшом рубленом зерновом амбаре, превратив его в хижину, которая одновременно служила ему и часовней. Удивительно, но если верить преданию, эта хижина-часовня существует и по сей день. И является, в таком случае, безусловно, самым старым сохранившимся в Финляндии сооружением. Превосходя по возрасту и собор в Турку и Абосский замок. И в самом деле, сохранился крайне архаичный бревенчатый сруб, вокруг которого для сохранности ещё в XIX веке была возведена неоготическая капелла. Почти как мы в Петербурге спрятали под кирпичным футляром первоначальный домик Петра на Петроградской. Правда, дендрохронологический анализ такой потрясающей древности сруба, вроде бы, не подтверждает. Самое древнее из исследованных брёвен было срублено в 1472–1473. Но, с одной стороны, исследованы были не все брёвна. С другой, любая бревенчатая постройка ремонтируется путём перебора сруба. Так что изначальный возраст амбара-часовни, и в самом деле, может быть весьма солидным… Постройка представляет собой сруб из стёсанных брёвен (уже в XV столетии финны фактически использовали брус!) с низкой дверью и окошками типа волоковых. Крыша, вероятно, была утрачена в XIX столетии.

 

Rs8lt0cpOKA

Хижина св. Хенрика в Кокемяки

 

IMGP5714.jpg

Часовня-футляр в Кокемяки. Пер Юхан Юлих, 1857

 

IMGP5710.jpg IMGP5711.jpg

Барон Эмиль Седеркройц. Бюст св. Хенрика возле часовни в Кокемяки

 

IMGP7193.jpg

Аймо Тукиайнен, 1989. Памятник Лалли в Кёйлиё.

 

IMGP7195.JPG

 

         Предание говорит, что 21 января 1156 года Хенрик проходил или проезжал по льду озера Кёйлионъярви, не то направляясь в Кокемяки, не то возвращаясь из Кокемяки в Ноусиайнен. Чтобы раздобыть немного провизии, он заглянул на хутор некоего богатого крестьянина по имени Лалли. Самого Лалли в этот момент не было дома, и незваных гостей встречала его жена по имени Кертту, что в переводе с финского означает «Божья Коровка». Финны и так не очень общительны, а уж к чужакам они издавна относились с большим подозрением. Вдобавок предание говорит о скверном характере Кертту. В результате, как ни просил епископ, обещая хорошо заплатить, снабдить его продуктами она категорически отказалась. И тогда люди епископа взяли немного еды силой, оставив, впрочем, какие-то деньги взамен. Вот как описывает это происшествие средневековая песня:

 

Кертту скверная хозяйка,

баба вредная в платочке,

желчная старуха эта

гадости вослед кричала.

 

Епископ отправился дальше. Но вскоре вернулся домой хозяин хутора — Лалли. Жена встречала его заплаканная, с растрепанными волосами.

 

Эта вредная хозяйка,

нашептала в ухо злобу,

шевельнула в сердце ярость,

 

Albert_Edelfelt_-_Bishop_Henry_killed_by_Lalli

Альберт Эдельфельт. Епископ Хенрик, убитый Лалли

 

IMGP4421.JPG

Озеро Кёйлионъярви. Остров Кирккокари. Место, где был убит св. Хенрик

 

Она сказали, что чужие люди ограбили её. Не долго думая, Лалли схватил свой боевой топор (на каждом финском хуторе топор висел прямо над входом в избу — а то мало ли — кто зайдёт!) и бросился в погоню за чужаками. Епископ особо не спешил, и догнал его Лалли быстро. О чём им было разговаривать? Не долго думая, Лалли пустил свой топор в дело. Так Хенрик стал небесным покровителем Финляндии. А Лалли — одной из самых противоречивых фигур в её истории. Финны до сих пор не могут решить, как к нему относиться. То ли как к первому национальному герою, то ли как к отвратительному злодею и источнику всех дальнейших бед Финляндии.

 

Лалли худший из язычников,

самый лютый из Иуд,

он убил святого человека,

епископа господина Хейнарики.

 

Так поётся в средневековой песне. С другой стороны, неподалёку от места убийства, в самом центре коммуны Кёйлиё в 1989 году был установлен памятник Лалли, созданный скульптором Аймо Тукиайненом.

 

Henrik_Lalli_Ekman

Роберт Экман. Убийство св. Хенрика

 

         Но возвращаемся к преданью. Расправившись с Хенриком, Лалли не преминул воспользоваться кое-чем из его имущества. Особенно заинтересовал убийцу епископский перстень. Однако снять его с пальца убитого Лалли не смог. И тогда он ещё раз воспользовался своим топором. Однако удержать в руках отрубленный палец не смог, тот выскользнул и затерялся в снегу. Начинались январские сумерки, а перекапывать ночью снег Лалли не улыбалось. Он махнул на перстень рукой, снял с головы убитого епископскую шапку, нахлобучил её на себя и в таком виде явился к жене. Однако когда, наконец, захотел он эту шапку со своей головы снять, ничего у него не вышло. Как ни старался Лалли, шапка будто приросла к голове. В конце концов, сумел он отодрать шапку только вместе с собственными волосами, чуть ли не со всем скальпом…

 

Bishop_henry_from_taivassalo_church2

Епископ Хенрик, попирающий Лалли. Фреска из церкви в Тайвассало

 

500px-Köyliö.vaakuna.svg.png

На гербе Кёйлиё одновременно изображены митра Хенрика и топор Лалли

 

         А с отрубленным пальцем чуть позже тоже произошла занятная история. В средние века существовало поверье, будто бы слепцы могут находить золото при помощи некоего чутья. И вот, говорит преданье, брёл через какое-то время по ледяной дороге, проходившей озером Кёйлионъярви мимо того места, где был убит епископ, некий слепец. И вдруг задёргался его нос, ощутив явственный запах золота. Слепец двинулся на запах и вскоре наткнулся на отрубленный палец с золотым епископским перстнем. Он поднёс палец к носу, к глазам и вдруг — прозрел. Это считается одним из первых чудес, совершённых св. Хенриком. С тех пор отрубленный палец св. Хенрика изображался на перстнях Абосских епископов…

 

Henrik_sormi

Печать Абосского капитула с изображением отрубленного пальца св. Хенрика

 

         Когда весть о смерти Хенрика дошла до Швеции, тамошние рыцари обратились к Папе с тем, чтобы тот благословил Крестовый поход, направленный против злобных язычников, которые убивают ни в чём не повинных миссионеров. И Папа, конечно, с радостью такой Крестовый поход благословил. Возглавил этот поход недавно избранный королём Эйрик IX Ятвардссон (1156–18/V-1160), впоследствии провозглашённый за свою мученическую смерть святым Эйриком и ставший небесным покровителем Швеции[MVV2] . Иногда ещё со времён средневековья утверждалось, что св. Хенрик и св. Эйрик вместе переправились через Ботнический залив и приступили к обращению Финляндии. Но, если придерживаться традиционной хронологии, это невозможно, потому что Хенрик был убит 21/I-1156, а Эйрик Ятвардссон хоть и претендовал на королевскую власть ещё с начала 1150-х годов, но признан был королём только после случившейся 25 декабря 1156 года смерти своего двоюродного брата — короля Сверкера I Кольссона Старшего (1130–1156).

 

Erik_den_helige_och_biskop_Henrik

Св. Эйрик и св. Хенрик на пути в Финляндию. Средневековая миниатюра

 

         Итак, в ходе Первого шведского крестового похода Эйрик Ятвардссон высадился с дружиной где-то в юго-западной Финляндии и в течение нескольких лет покорил земли, на которых обитали представители племени суоми, суми или болотных людей. Земли эти были включены в состав Шведского королевства, а их жители крещены. Интересно, что и сейчас эти земли, расположенные вокруг Турку — Турунмаа, называют ещё Собственно Финляндией, Исконной Финляндией или, точнее, Собственно Суоми, как называют свою страну сами финны в честь обитавших в районе высадки шведских крестоносцев болотных людей.

 

Henrik_Cruisade_Nousiainen

Крестовый поход. Саркофаг Хенрика в церкви Ноусиайнена

 

P_Henrikin_muistohauta

Палец  святого Хенрика. Саркофаг Хенрика в церкви Ноусиайнена

 

         В таких условиях судьба убийцы Хенрика — Лалли — была трагичной. Он был объявлен вне закона и должен был скрываться. По одной версии его поймали и казнили. По другой — он утопился в водах озера Хийриярви.

         Крещение Финляндии растянулось ещё на полтораста лет. Во время Второго Крестового похода в середине XIII  столетия шведы покорили центральную часть страны, где обитали сопротивлявшиеся и скандинавам, и новгородцам хяме. На рубеже XIII и XIV столетий, в ходе Третьего Крестового похода шведские рыцари вышли к Новгородской границе и сумели потеснить в Финляндии приильменскую республику. По результатам заключённого в 1323 году Ореховецкого мира новгородцы вынуждены были уступить шведам 3 погоста, отказаться от половины Карельского перешейка и окрестностей Сайменского озера. Однако результаты новгородской миссии и сейчас ощущаются в Финляндии. До сих пор многие из коренных жителей востока страны — финские карелы и часть савакотов — традиционно исповедуют православие. Благодаря усилиям святого Трифона Печенгского в православие была обращена часть финских саамов — так называемы сколты.

 

IMGP4447.JPG

Церковь Ноусиайнена.  1420–1430

 

         Останки самого Хенрика были перенесены в Ноусиайнен. В 1290-е годы они были помещены в сохранившийся до наших дней саркофаг в церкви Пресвятой Девы. В начале XIII столетия в Финляндии создаётся собственная церковная провинция. Первым собственно финским епископом стал Рудольф или  Родольфус (1202–1209). И поначалу он обосновался в Нуосиайнене. Однако место это оказалось не слишком удобным, в первую очередь, из-за относительно удалённого от моря расположения. И в те далёкие времена, да и сейчас, многие из тех, кто переправляется в страну Суоми из Швеции, высаживается в устье реки Ауры, которая издавна служила своеобразными воротами в Финляндию с запада. 23/I-1229 Папа Григорий IX даёт разрешение перенести резиденцию финского епископа из Ноусиайнена на берег Ауры. Однако располагалась первоначальная епископская резиденция чуть выше по течению реки, если смотреть от нынешнего Турку, в районе городища Коройнен. Здесь похоронен епископ Беро (1248–1258) и два его приемника: Рагвальд I (1258–1266) и Катиллус (1266–1286). Резиденция предшественника Беро, епископа Томаса (1234–1245), располагалась ещё в Ноусиайнене. Здесь же располагался со времён Беро (1249) доминиканский монастырь. Беро считается последним епископом, который титуловался «епископом Финляндии». Со времён Рагвальда появляется титул «епископ Або» (episcopo et dilectis filiis capitulo Aboens). Впрочем, уже через несколько лет епископскую резиденцию пришлось переносить на новое место. Причиной было медленное, но неуклонное поднятие суши и обмеление Ауры. В 1258 начинается строительство нового собора, посвящённого Деве Марии и св. Хенрику. В 1300 он уже был освящён, в середине XIV в. расширен, а в XV в. появляется венец капелл, увеличиваются до 24 м своды, и собор в основном принимает привычный всем, кто бывал в Турку, вид. Главной святыней собора стали перенесённые сюда из Ноусиайнена мощи святого Хенрика.

 

IMG_0431.JPG

Собор Девы Марии и св. Хенрика — главный храм Лютеранской Церкви Финляндии

 

         Мощи были помещены в реликварии, устроенном в главном алтаре собора. Здесь они и хранились до самой реформации. Впрочем, в соборе оставались они и после, просто их убрали с глаз долой, ведь поклоняться мощам протестантам не пристало. Так и хранились останки святого Хенрика в Туркусском соборе до самой Великой Северной войны, покуда в 1713–1714 город не заняли русские войска. В 1720, незадолго до заключения Ништадтского мира и возвращения Финляндии шведам, было приято решение перевезти мощи в Санкт-Петербург. Они были погружены на борт корабля, после чего их следы теряются. По некоторым сведениям до Петербурга корабль не добрался и затонул где-то посреди Финского залива.

         После реформации и отказа от поклонения святым значение епископа Хенрика в жизни среднего финна падает. Небесным покровителем Финляндии он остаётся лишь в сознании очень немногочисленных финских католиков. Святому Хенрику посвящён расположенный в центре Хельсинки — прямо напротив Российского посольства — главный католический храм страны. К месту убийства святого проходят паломничества. Существует даже так называемый Путь Святого Хенрика — паломнический маршрут, соединяющий Турку с Ноусиайненом, Кёйлиё и Кокоенмяки. И лишь в последнее время несколько обострился у некатоликов интерес к этому крестителю Финляндии, которого, не свершись к этому моменту разделение церкви на западную и восточную, мы прославляли бы, быть может, как равноапостольного. Так в 2004–2005 на острове Хирвенсало на окраине Турку по проекту Матти Санаксенахо и инициативе художника Ханну Конола было возведено одно из самых необычных сооружений современной Финляндии — так называемая Экуменическая Часовня Искусств имени св. Хенрика. Она представляет собой конструкцию в виде перевёрнутого корабля или гигантской деревянной рыбы. Внутри проходят выставки современных художников и редкие христианские службы.

 

IMGP0760.jpg

Экуменическая часовня св. Хенрика в Хирвенсало

 

IMGP2567.jpg

 

IMGP2562.jpg

Поскольку часовня — экуменическая, в ней нашлось место и для Казанской иконы Божьей Матери. Рядом — фрагмент вполне лютеранского алтаря

 

         Финляндия интересна нам как страна, лежащая на границе между западом и востоком, между Россией и Европой. Проходит эта граница и через тело Церкви. Поэтому, наблюдая за несколько закостенелым, замёрзшим даже в самых модернистских своих реформах финским лютеранством, немножко смешным и подчёркнуто западническим финским православием и крупицами остаточного, немножко искусственного финского католицизма, в этой мозаике мы пытаемся узреть по-прежнему единую Небесную Церковь в её конкретных, суетных, земных проявлениях…

 

St_Henrik_Nousis_sarkofag

 

 

 

 

Ко входу в Светлицу

 

Escudo

 

В экскурсионный клуб

image002

 

К рассказам странника

image015

 

 

 

 


 [MVV1]Интересно, что это единственный в истории Папа-англичанин.

 [MVV2]Любопытно, что св. Эрик приходился внуком Блут-Свейну, (~1050–1080–1083), королю-ренегату, отказавшемуся от христианства и вернувшемуся к традиционному скандинавскому язычеству. Именно по его приказу был насмерть забит камнями пытавшийся помешать языческому жертвоприношения св. Эскиль.