Михаил Владимиров

 

Города Финляндии

 

Иматра

Город на водопаде

 

На гербе Иматры на красном фоне изображены три серебряные молнии с золотыми наконечниками. Это должно означать, что город обязан своим основанием и благополучием строительству гидроэлектростанции на реке Вуоксе

 

Своим возникновением и развитием Иматра обязана водопаду Иматранкоски, расположенному неподалёку от того места, где начинается Вуокса, вытекая из Сайменского озера. Образовался водопад около 56 тысяч лет тому назад, когда воды переполнившейся Саймы прорвали подпирающую это озеро с юга горную гряду Салпаусселкя. Поток сайменской воды устремился в Вуоксу, западная часть русла которой в районе нынешнего Выборга давно уже стала пересыхать из-за продолжавшегося многие тысячи лет медленного, но неуклонного подъёма суши. Вуокса изменила направлениие течения и стала отныне нести сайменские воды в Ладогу.

          Зачастую водопады Финляндии не похожи на привычные нашему представлению массы воды, низвергающиеся с отвесной кручи. Не даром по-фински одним и тем же словом ‘koski’ обозначается и порог, и водопад, а при переводе на русский названия ‘Imatrankoski’ используется зачастую термин ‘водоскат’. Ложе Иматранского водопада представляет собой гранитное ущелье, по которому с шумом и рёвом устремляется вода.

 

Ущелье водопада Иматранкоски

 

          Впервые окрестности Иматры упоминаются под именем Пелколы в 1541 г. в связи со сбором налогов за право ловли лосося на Вуоксе. Уже в XVII в. известны названия деревень, позднее вошедших в состав Иматры. Та часть Южной Карелии, на территории которой располагается водопад, вместе со всей Кюменгордской губернией вошла в состав России по Абосскому мирному договору 1743 г. В июле 1772 русскую Финляндию посетила императрица Екатерина II и сделалась законодательницей моды ездить на водопад. В начале XIX в. здесь побывали, в частности, А.П. Керн и М.И. Глинка. В те времена путь от Санкт-Петербурга до Иматры занимал двое суток. Ехали в карете или верхом. В первый день добирались до Выборга, там ночевали и уже на следующий день следовали к истокам Вуоксы, ориентируясь на шум водопада, слышный уже за многие километры.

          В 1842 г. указом императора Николая I территория вокруг водопада была объявлена коронным парком (Kruunpuisto). Пика популярности Иматра достигает на рубеже XIX и XX веков, после того, как к 1892 г. из Петербурга сюда была проложена железная дорога. У водопада на месте старенькой гостиницы возводится шикарный замок-отель, через ущелье водоската перебрасывается новый мост.

 

Ущелье водопада, перегороженное плотиной

 

          Обретение Финляндией независимости несколько меняет ситуацию. Рассчитывать на прежний поток туристов фины уже не могли. Зато молодому государству остро требовалась электроэнергия. Решено было перегородить ущелье водопада плотиной и построить крупнейшую в стране гидроэлектростанцию. Так что теперь знаменитый водопад работает строго по расписанию: летом обычно его запускают раз в сутки, а в другие сезоны — лишь по большим праздникам. Вечерние и ночные запуски водпада сопровождаются записью симфонической поэмы ‘Карелия’ Яна Сибелиуса и световыми эффектами, разработанными Экку Пелтомяки.

 

Электростанция Иматранкоски

 

          Посёлок Иматра был основан в 1948 г. благодаря слиянию деревень Иматранкоски, Мансиккала, Вуоксениска и Тайнионкоски. Сейчас они превратились в городские районы современной Иматры. Иматранкоски расположена по обе стороны водопада и представляет исторический центр города. Выше по течению Вуоксы, на правом её берегу лежит Мансиккала, в которой находится нынешний административный центр Иматры. Ещё выше по течению, также на правом берегу, лежит Тайнионкоски, получившая название по порогам на Вуоксе, также скрытым ныне благодаря плотине ещё одной электростанции. И, наконец, у самых истоков Вуоксы, на левом её берегу, раскинулась Вуоксениска, бывшая когда-то рабочим посёлком при целлюлозно-бумажном комбинате.

 

Водопад. Ночной запуск

 

Городские права Иматра получила в 1971 г., сделавшись тогда одним из ближайших к советской границе финских городов. Ещё в 1880-ые гг. в Иматре открылась деревообрабатывающая фабрика компании ‘Торнатор’, занимавшаяся, в частности, изготовлением бумаги и выпуском катушек для ниток. В 1935 г. был открыт целлюлозно-бумажный комбинат АО «Энсо Гутцайт», работающий и ныне в составе консорциума ‘Stora Enso, в возведении которого принял участие знаменитый Алвар Аалто. В 1936 был открыт железоделательный завод, известный в наши дни под именем ‘Imatra Steal’. Современная Иматра — вытянувшийся вдоль Вуоксы зелёный городок среднего для Финляндии размера с население около 32 000 человек, с десятком музеев, несколькими гипермаркетами, аквапарком и многочисленными спортивными сооружениямми. И по-прежнему главной достопримечательностью Иматры остаётся хоть и загнанный в рамки водоотводного канала, работающий по расписанию, но всё ещё живописный водопад.

                                  

У водопада

 

Первое, что бросается в глаза, когда начинаешь знакомиться с окрестностями водопада, это вырастающая прямо из скалы редкая в этих краях многоэтажная постройка, сверху донизу отделанная гранитом и украшенная башенками и эркерами в романтически-средневековом вкусе. Замок-отель Valtionhotelli (первоначально — Гранд-отель Каскад) был построен в 1903 г. по проекту архитектора Уско Нюстрёма в стиле финского национального романтизма. Считается, что в отеле нет двух абсолютно одинаковых номеров. Один из них отмечен пребыванием императора Николая II.

 

Замок-отель Valtionhotelli

 

 

 

 

Мозаика при входе в отель

 

          Возле моста, перекинутого через водопад, установлен довольно таки необычный монумент в виде полускрытой в воде, как бы исчезающей женской фигуры. Он называется ‘Imatran Impi’ или ‘Дева Иматры’ и посвящён многочисленным жертвам водопада. Дело в том, что на рубеже XIX и XX веков появляется довольно странный обычай: чуть ли не со всей Европы съезжаются в Иматру самоубийцы, мечтающие покончить с собой, бросившись в клокочущие воды Вуоксы. И Дева Иматры, наяда, жестокая богиня водопада, раскрывает им свои объятия, как бы заманивая, подобно русалке, в водную пучину. Кстати, само финское слово ‘impi’ и обозначает русалку или утонувшую девушку, которая получает некую посмертную жизнь в поглотивших её водах.

 

Imatran Impi или Дева Иматры

 

          Сколько всего было самоубийц — неизвестно. Однако в 1909 г. появляется запрет на продажу железнодорожных билетов из Петербурга до Иматры в одну сторону. Статистика говорит, что только в 1911 году в водах Вуоксы ниже водопада было выловлено 59 тел, треть из которых были женскими. Так что пришлось даже выделять местным крестьянам особые деньги на погребение утопленников. Говорят, что среди влюблённых парочек особым шиком считалось броситься в водопад вдвоём…

          Предполагаемой жертвой водопада стала, к примеру, одна из самых загадочных фигур русского серебряного века — непременная участница религиозно-философских собраний на башне Вячеслава Иванова Анна Минцлова. Эта некрасивая маленькая женщина, чем-то походившая на Блаватскую, возвестила о себе как о посланнице неких загадочных братьев, тайного религиозно-мистического ордена, быть может — обновлённого братства розенкрейцеров, тайную миссию которого в России она выполняла. Многие мистики предсказывали тогда России необычную и загадочную судьбу. И Минцлову слушали. И многие религиозные, философские и мистические устремления русского серебряного века восходят к этим собраниям в башне на Таврической... Но что-то, видимо, пошло не так. И сама Минцлова в какой-то момент посчитала свою миссию проваленной. Её видели в Москве, на Кузнецком мосту. И потом — всё, следы теряются. Биографы Минцловой предполагают, что она села в поезд на Петербург и оттуда добралась до водопада, чтобы остаться в земле Финляндии навсегда.

          Автором этого своеобразного памятника самоубийцам, появившегося в 1972 г., стал финский скульптор Таисто Мартискайнен (19431982). По иронии судьбы через 10 лет после открытия монумента он и сам утонул в одном из озёр муниципалитета Леппявирта в Северном Саво.

 

 

Решётка моста над водопадом с гербом Иматры и мостовой фонарь

 

          У моста через искусственное русло Вуоксы — водоподводящий канал — можно увидеть памятник гидростроителям в виде окрашенного в синий цвет настоящего турбинного колеса. Памятники гораздо более древние, восходящие ко временам таяния ледника, можно увидеть в парке, среди выходов гранитных пород. Это так называемые водобойные колодцы, которые образовывались, когда мощные потоки талой воды прорывались сквозь гранит, и камни, которые несла с собой вода, вращаясь, словно в гигантском миксере, выбивали в граните воронкообразные полости. Водобойные колодцы в Иматре сравниительно невелики. Вообще же в Финляндии, обычно, близ берегов водоёмов, встречаются подобные колодцы диаметром в несколько метров. В народе их именуют ‘чёртовыми маслобойками’.

 

 

Турбина-памятник и мемориальная доска, посвящённая строителям электростанции

 

          У края ущелья, на обеих его сторонах, сохранилась пара декоративных беседок, предназначенных для любования водопадом. Жаль только, что в целях безопасности край ущелья огорожен несколькими рядами ограждений, не позволяющими насладиться ужасом стояния над бездной.

 

 

          Мы привыкли бороться с дурацким обычаем уродовать достопамятные места при помощи надписей типа «Здесь был Вася». В Иматре ещё в XIX столетии изготовление таких надписей было поставлено на поток, и сами эти надписи превратились в одну из местных достопримечательностей. Вероятно, у местных крестьян перенесение на камень атографов приезжих туристов превратилось в своего рода доходный бизнес. Вспоминает об оставленном автографе и А.П. Керн. Правда, надписи первой половины XIX века не сохранились. Но с конца XIX — начала XX в. их осталось довольно много. Периодически камни с надписями очищают от мусора, земли и мха, сами надписи подновляют, и очень трогательно бывает увидеть выцарапанное с соблюдением законов старой орфографии сообщение, повествующее о том, что свой след на скалах у водопада оставил какой-нибудь Бизюкин. Наверное, и могилки этого Бизюкина уже нет, а тут — вот поди ж ты, память…

 

 

          Вниз, берегом реки, вдоль Вуоксы проходит живописная прогулочная тропа. Можно увидеть здание электростанции, понаблюдать, как сливаются старое и новое русла…

 

 

Печёночница или Hepatica nobilis в парке Круунпуисто

 

          Дорога вверх по течению Вуоксы проходит по дамбе, укрепляющей берега подпруженной плотиной реки, и соединяет примыкающий к водопаду район Иматранкоски с административным центром города — посёлком Мансиккала. С левой стороны обращает на себя внимание расположенное среди деревьев возле небольшого пруда здание водяной мельницы. Справа, у самого берега реки, просматриваются среди заболоченного сосняка здания небольшого музея под открытым небом, позволяющие составить представление о деревянной архитектуре западно-карельской деревни. Мы не увидим здесь характерных для восточной Карелии высоких деревянных домов на подклете. Представленные одноэтажные вытянутые приземистые постройки напоминают скорее о финской народной деревянной архитектуре.

 

Карельский дом

 

          Чуть дальше, на вдающемся в Вуоксу мысу, расположен рыболовецкий парк, в котором законопослушные фины, заплатив положенную сумму, могут наслаждаться рыбалкой. В водах Вуоксы можно выловить хариуса и лосося, щуку, налима и многих других рыб.

 

 

Гигантское бетонное яйцо в русле Вуоксы

 

 

Храмы Иматры

 

 

Церковь Тайнионкоскенкиркко

 

Старейшая из сохранившихся в Иматре церквей — это возведённая в неоклассическом стиле Тайнионкоскенкиркко, шпиль которой прекрасно виден со старого автомобильно-железнодорожного моста через Вуоксу. Остроконечная щипцовая, крытая черепицей кровля с вырастающим из неё по центру шпилем — реплика шведской архитектуры XVIIXVIII столетий. Почти лишённые декора плоскости стен не дают забыть о надвигающемся фунционализме. Церковь была построена по проекту архитектора Юрьё Васкинена в 1932 г. и остаётся главным храмом Иматранского лютеранского прихода. В 1997 г. художница Кристина Ууситало создаёт для неё остро-современный заалтарный образ, о религиозном значении которого напоминает, пожалуй, лишь изображение всевидящего ока в центральной части холста.

 

 

Церковь Иматранкоскенкиркко и отдельностоящая колокольня

Итерьеры церкви Иматранкоскенкиркко и заалтарный образ работы Арвида Лильелунда

 

          Вторя церковь — Иматранкоскенкиркко — была возведена на левом берегу Вуоксы, против водопада, в 1954 г. Это уже яркий пример послевоенного функционализма. По внешнему виду церковного здания даже не сразу можно определить что это храм. А стоящая отдельно колокольня может сойти и за пожарную каланчу. Автором проекта был архитектор Алексис Линдквист. Церковь в Иматранкоски стала преемницей храма, располагавшегося когда-то по ту сторону границы, на территории оказавшегося в 1939 г. по большей части на территории Советского Союза прихода Яяски. Из этого несохранившегося храма происходит и созданный в 1888 г. Арвидом Лильелундом заалтарный образ, изображающий идущего навстречу людям Иисуса. Рядом с церковью расположены здание школы и мемориал, посвящённый жертвам советско-финских войн со скульптурой «Скорбящая Карелия» (Калерво Каллио, 1963) в центре.

 

Здание Училища Связи — одно из комплекса школьных построек в Иматранкоски

 

 

Монумент жертвам Советско-финских войн. Скорбящая мать-Карелия

 

          Самая известная из церквей Иматры — это, конечно, возведённая в 1957 году по проекту Алвара Аалто Церковь Трёх Крестов или Kolmen Ristin Kirkko. Если ранние работы Аалто ещё находятся в недрах неоклассики, позднейшие достаточно хорошо вписываются в общеевропейский функционализм, то для зрелых работ мастера характерен подход к собственному, оригинальному стилю, сближающему Аалто с Ле Корбюзье, стилю, который может быть обозначен как органический функционализм. Для стиля зрелого Аалто характерен отход от сухости и прямолинейности раннего функционализма и (вослед за модерном!) обращение к природе, но на новом уровне, отбрасывающем остатки характерного всё же для модерна историзма. Церковь Трёх Крестов стала одним из самых ярких проявлений этого нового стиля. Необычная форма как бы вырастающего из земли храма обыгрывает излюленный Аалто образ волны (фамиля ‘Аалто’ означает в переводе с финского ‘волна’), а стоящая чуть в стороне колокольня напоминает вонзившуюся в землю остриём стрелу. При этом звоны располагаются в зоне оперения этой стрелы.

 

Церковь Трёх Крестов

Колокольня церкви Трёх Крестов

 

          Своё название Церковь Трёх Крестов получила благодаря замещающим характерный для финской лютеранской церкви заалтарный образ трём крестам, напоминающим о трёх крестах Голгофы, на которых были распяты Иисус и два разбойника. В храме доминирует белый цвет, в отделке алтаря использован каррарский мрамор, сидения в храмовом зале изготовлены из карельской сосны. Освещение — преимущественно верхнее. При этом считается, что из 103 окон храма лишь два одинаковы по форме и размеру. Сам Аалто сделал эскизы витражей и других предметов интерьера.

 

Церковь Трёх крестов. Интерьеры. Орган

 

Церковь Трёх крестов. Алтарь. Три креста

 

Церовь рассчитана на 800 человек. Своеобразным манифестом функционализма и творчества Аалто стали раздвижные перегородки, позволяющие в случае необходимости разделить церковный зал на три изолированные части.

 

Иматра. Погребальная часовня

 

Ещё одним манифестом современной культовой архитектуры стала возведённая на городском кладбище Иматры погребальная часовня c её кровлей, напоминающей скошенную пирамиду.

 

Церковь св. Николая Чудотворца в Иматре

 

Православная церковь в Иматре находится на левом берегу Вуоксы против административного центра города в Мансиккала. Она носит имя св. Преподобного Николая Чудотворца и была возведена в 1956 г. финским архитектором Тойво Паатела в традиционном русском стиле. Сначала использовалась как часовня, но была расширена в ходе перестроек 1986 и 1994 гг.

 

Административный центр

 

Административный центр Иматры расположен на берегу Вуоксы близ железнодорожной станции и автобусного вокзала в посёлке Мансиккала, что в переводе с финского означает ‘Земляничное’. Напротив мэрии бросается в глаза интересное по своей архитектуре здание Культурного центра, возведённое в 1986 г. по проекту Арто Сипинена. Здесь под одной крышей находятся концертные и выставочные залы, музей и библиотека.

 

Иматра. Культурный центр

 

Холл и лестница Культурного центра

 

 

Залы 'Карелия' и 'Калева' Культурного центра

 

          Возле Культурного центра установлена своеобразная выточенная из гранита скульптура Аймо Тукиайнена ‘Tukinuittajat’ (1947–1949), изображающая двух сплавщиков. Это характерный для финской Карелии экстремальный вид спорта, который ведёт свою историю с тех времён, когда лес сплавлялся из центральной Финляндии к лесопилкам, расположенным близ побережий Финского залива и Ладожского озера. Сплавщики управляли процессом, перемещаясь по реке, стоя на брёвнах и отталкиваясь от дна шестами. Со временем многие из них стали показывать свою удаль, проносясь на брёвнах через пороги и водопады… Скульптура была подарена муниципалитету Иматры компанией ‘Энсо Гутцайт’ в 1971 г.

 

 

 

 

          Через дорогу чернеет мрачноватое здание полиции со срезанными углами-входами, ещё дальше — мосты через Вуоксу и вокзалы, автобусный и железнодорожный.

 

Здание полиции Иматры

 

 

 

 

Автомобильно-пешеходно-железнодорожный мост через Вуоксу

 

Музеи

 

Иматра — городок небольшой, но музеев в нём на удивление много. Помимо уже упомянутых, против Замка-отеля находится Музей ветеранов войны и женской добровольческой организации ‘Лотта Свярд’. В Тайнионкоски на берегу Вуоксы территорию небольшой усадьбы занимает Ритиканранта — Музей жилья промышленных рабочих фирмы ‘Торнатор’, состоящий из возведённых железоделательным заводом для своих рабочих жилого дома и хозяйственных построек. На противоположном берегу реки на территории парка у самой электростанции в здании усадьбы Нейтсютниеми разместился Городской культурно-исторический музей.

 

 

Музей жилья промышленных рабочих Ритиканранта

 

Усвдьба Нейтсютниеми.  Культурно-исторический музей

 

          Иматра — удивительно живописный и часто неожиданный в своих проявлениях городок. Я уверен, что мы не раз ещё побываем с Вами на его улицах, познакомимся с окрестностями и тем, как отразилась природа окрестностей Сайменского озера в литературе и искусстве России и Финляндии. Путешествуйте чаще.

                   Ваш

                             М.В.

 

 

 

Ко входу в Светлицу

 

В экскурсионный клуб

К рассказам странника