Михаил Владимиров

 

Юль

 

Вершина года в Северной Европе

 

Для многих из нас с детства новогодние праздники были всегда самыми захватывающими, загадочными, таинственными. Стоит сосредоточиться чуть-чуть, и вновь возникает в голове удивительная атмосфера ожидания Нового Года. Покупка или раздобывание ёлки (помню как-то в детстве мы брали разрешение в лесничестве и ехали в лес) превращались в настоящий ритуал. А потом — установка ёлки, её украшение, чудесный запах хвои… Обычно ёлка — этакое разукрашенное барочное дерево метра под три — стояла у нас в ведре с водой не менее месяца. Удивительным образом золотые блёстки мишуры на тёмно-зелёном языческом бархате колючих лап всё же напоминали о золотых окладах икон и солнечном свете, проливавшемся сквозь оконные переплёты в притенённые закоулки Храма. Осознание связи праздника с Рождеством пришло потом и навсегда осталось важным, но чуточку второстепенным, периферийным. Как будто само Рождество и не могло не случится именно в эти тёмные зимние дни, дни Вершины Года.

        Так из-за Нового Года выступает, просвечивает Рождество, а из-за Рождества — ещё более древние, дохристианские, языческие праздники и обряды, связанные с одним из самых важных периодов Календарного Цикла. Даже сейчас мы зависим почти всецело от окружающей нас среды, хотя и создали себе защиту в виде домов, городов и машин. А ещё сотню-две лет тому назад зависимость эта была почти всеобъемлющей… И особенно важной, серьёзной становится эта зависимость в тех местах, где погода связана с временем года, с тем, какой бок подставляет в данный момент солнцу наша земля. Так ещё в те давние времена, когда только расселялись европейские племена, возникло на севере Европы учение о Круговороте Времён. До наших дней сохранились только осколки этого древнего учения, которые по крупицам приходится собирать в недрах племенной памяти славян и германцев, кельтов, греков, балтов и римлян…

        Весь окружающий мир был заселён с точки зрения наших предков таинственными существами. В лесу жили лешие, в озере — водяные. Домовые в домах, банники в банях, амбарные в амбарах. И со всеми этими существами как-то надо было ладить. Вдобавок надо было договариваться с могущественными богами и духами предков. Целый мир, существующий где-то не так уж и далеко от нашего. Люди полагали, что в ходе коловращения годового цикла есть несколько особых моментов, когда эти два мира, наш — и тот, сближаются. Сближаются настолько, что духи (и разная нечисть) из того мира, могут проникать в мир наш. Конечно, если не знать, как с ними бороться, они могут навредить человеку. А могут и помочь, если правильно с ними обращаться. Иногда таких периодов в году выделяли четыре, а иногда — восемь.

 

 

 

 

Сравнительная таблица праздников Колеса Года

 

Астрономические

Славянские

Германские

Кельтские

Иные

Христианские

Примыкающие

Зимнее солнцестояние

22.12

Солнцеворот 

Святки

Коляда

Авсень

Корочун

Юль

20-23.12

Grianstad an Gheimhridh

Сатурналии

Последняя декада декабря

Рождество

25.12

Новый Год

День св. Николая

День св. Люсии 13.12

 

Громницы

02.02

Велесов день

Candlemass

02.02

Имболк

02.02

 

Сретенье

02.02

Масленица

 

Весеннее равноденствие

Комоедица

23.03

День Лели

 

Сумарблот

Остара

19-22.03

Lá Leathach an Earraigh

 

Пасха

Сóроки

Жаворонки

09.03

 

День Живы

01.05

Вальпургиева Ночь

01.05

Белтейн

01.05

Ваппу

01.05

 

Красная Горка

1 воскресенье после Пасхи

Летнее солнцестояние

Иван Купала

24.06

Мидсумар

19-25.06

Grianstad an Samhraidh

Лита (Litha)

Йоханнес

Рождество св. Иоанна Предтечи

24.06

 

 

Перунов день

Громобой

31.07

Loaf-Feast

01.08

Лугнасад

Ламмас

01.08

 

Ильин День

20.07

 

Осеннее равноденствие

День Мокоши

Радогощ

Осенины

22.09

 

Lá Leathach an Fhómhair

Мейбон

21-24.09

 

Рождество Богородицы

8(21).09

 

 

День Мары

Деды

02.11

Ветрнэтр

21-27.10

Хэллоуин

31.10

Самайн Сауин

01.11

 

День Всех Святых

01.11

 

 

 

        В последнее время о нечисти, гуляющей по улицам в праздничные дни, мы вспоминаем разве что в Хэллоуин. Что связано с тем, что по кельтским поверьям именно в это время начинается тёмная половина года, приоткрывается портал в тёмный мир, и духи начинают резвиться. Но давайте вспомним про святочные гадания, поиски цветка папоротника в ночь на Ивана Купалу или полёты на гору Броккен в ночь под праздник св. Вальпургии…

        Юль был одним из самых жутких праздников, потому что именно в это время день становится самым коротким, а ночь — самой длинной. А значит, ночные создания пользуются наибольшей свободой. Год достигает своей вершины, и колесо времён на мгновение приостанавливается, чтобы с новой силой устремиться к весне и свету.

        Конечно же, имелись под рукой существа, олицетворявшие связь миров. Одинаково хорошо чувствовавшие себя и в мире нашем, и в мире ином. Почему одно из центральных мест в ряду этих существ-кентавров занимают коза и козёл? Издавна козёл считался существом чрезвычайно похотливым. В результате во времена языческие он был одним из важнейших символов плодородия. Символом необузданных сил природы. Отсюда покрытые шерстью, хвостатые, с копытцами на ножках греческие фавны и сатиры. Грех — иная ипостась плодородия, необузданная стихийная тяга к размножению. В результате — изображение отца греха — дьявола — в козлином обличье.

        Козёл становится одним из главных символов юля-рождества. В самых разных странах ряженые во время рождества напяливают на себя козлиные маски либо ходят по домам с козлиным знаком или чучелом козы.

 

Ряженые с макетом козы в русской деревне. Дореволюционная открытка

 

Ритуальная козлиная голова с острова Готланд

 

Гигантский рождественский козёл из города Евле, Швеция

 

Ряженые в козлоподобных масках во время Кукера в Болгарии

 

Пехтра. Баба Яга в козлоподобной маске из австрийских Альп

 

        Самые знаменитые рождественско-новогодние персонажи — что наш российский дед-мороз, что европейский Санта-Клаус — появились в массовом сознании не так уж и давно и, в основном, благодаря массовой культуре. Наш дедушка напрямую связан со сказочным героем по прозвищу Мороз — Красный Нос, этаким олицетворением зимней стужи, который может в зависимости от обстоятельств быть и добрым (он — владелец несметных сокровищ, которыми награждает тех, кто ему приглянулся), и злым (может убить, заморозить, заколдовать). Некоторые закоренелые язычники хотят даже видеть в нём зимнее воплощение Велеса. А вот с Санта-Клаусом всё значительно сложнее. С одной стороны, конечно, очевидна связь со святым Николаем Чудотворцем, один из дней памяти которого празднуется незадолго до Рождества. И сейчас в Германии к детям под Рождество приходит святой Николаус. Правда, иногда — не один, а со свом alter ego, чёртоподобным и козлоподобным Крампусом, который наказывает за непослушание плохих детей.

 

Николаус и Крампус

 

Крампус из Клагенфурта, Каринтия

 

 

        С другой стороны, не менее очевидна связь североевропейского Санты с персонажами низшей мифологии. Норвежского Деда Мороза называют Юлениссе, он похож на старого гнома и привозит детям подарки на повозке, в которую запряжена коза.

 

Ниссе. Открытка работы Йенни Нюстрём (1854–1946)

 

        Шведский Дед Мороз — Дедушка Томте — тоже одна из разновидностей домовых. До переезда в новый дом под горой Гундабергет близ города Мура Юльтомтен жил в лесу, а то и под половицей дома или сарая. Трудно сказать, насколько он связан с Юльским Козлом или Йолугетом, имя которого нам известно гораздо лучше в его финнизированной форме: Йоулупукки. Видимо, когда-то давно он представлял собой довольно неприятное существо с козлиным лицом или в козлиной маске, затем стал являться в образе грубого старика, пугавшего детей на Рождество, но в конце концов, слившись с Санта-Клаусом, превратился в немного впадающего в маразм добродушного старичка.

 

Ряжение в Йоулупукки в Старой Доброй Финляндии

 

А вот так выглядит Йоулупукки на самом деле. Он восседает на горе черепов и питается непослушными детьми

 

 

Здесь картина вырисовывается ещё более неприятная. Йоулупукки представляет собой гигантское демоническое троллеподобное существо. Непослушные дети связками висят у него на рогах, и время от времени он отправляет одного из них в рот

 

 

 

 

Ко входу в Светлицу

 

К рассказам странника