Юль
Вершина
года в Северной Европе
Для многих из нас с детства
новогодние праздники были всегда самыми захватывающими, загадочными,
таинственными. Стоит сосредоточиться чуть-чуть, и вновь возникает в голове
удивительная атмосфера ожидания Нового Года. Покупка или раздобывание ёлки
(помню как-то в детстве мы брали разрешение в лесничестве и ехали в лес)
превращались в настоящий ритуал. А потом — установка ёлки, её украшение,
чудесный запах хвои… Обычно ёлка — этакое разукрашенное барочное дерево метра
под три — стояла у нас в ведре с водой не менее месяца. Удивительным образом
золотые блёстки мишуры на тёмно-зелёном языческом бархате колючих лап всё же
напоминали о золотых окладах икон и солнечном свете, проливавшемся сквозь
оконные переплёты в притенённые закоулки Храма. Осознание связи праздника с
Рождеством пришло потом и навсегда осталось важным, но чуточку второстепенным,
периферийным. Как будто само Рождество и не могло не случится именно в эти
тёмные зимние дни, дни Вершины Года.
Так из-за Нового Года выступает, просвечивает Рождество, а
из-за Рождества — ещё более древние, дохристианские, языческие праздники и
обряды, связанные с одним из самых важных периодов Календарного Цикла. Даже
сейчас мы зависим почти всецело от окружающей нас среды, хотя и создали себе
защиту в виде домов, городов и машин. А ещё сотню-две лет тому назад
зависимость эта была почти всеобъемлющей… И особенно важной, серьёзной
становится эта зависимость в тех местах, где погода связана с временем года, с
тем, какой бок подставляет в данный момент солнцу наша земля. Так ещё в те
давние времена, когда только расселялись европейские племена, возникло на
севере Европы учение о Круговороте Времён. До наших дней сохранились только
осколки этого древнего учения, которые по крупицам приходится собирать в недрах
племенной памяти славян и германцев, кельтов, греков, балтов и римлян…
Весь окружающий мир был заселён с точки зрения наших предков
таинственными существами. В лесу жили лешие, в озере — водяные. Домовые в
домах, банники в банях, амбарные в амбарах. И со всеми этими существами как-то
надо было ладить. Вдобавок надо было договариваться с могущественными богами и
духами предков. Целый мир, существующий где-то не так уж и далеко от нашего.
Люди полагали, что в ходе коловращения годового цикла есть несколько особых
моментов, когда эти два мира, наш — и тот, сближаются. Сближаются настолько,
что духи (и разная нечисть) из того мира, могут проникать в мир наш. Конечно,
если не знать, как с ними бороться, они могут навредить человеку. А могут и
помочь, если правильно с ними обращаться. Иногда таких периодов в году выделяли
четыре, а иногда — восемь.
Сравнительная
таблица праздников Колеса Года
Астрономические |
Славянские |
Германские |
Кельтские |
Иные |
Христианские |
Примыкающие |
Зимнее
солнцестояние 22.12 |
Солнцеворот Святки Коляда Авсень Корочун |
Юль 20-23.12 |
Grianstad
an Gheimhridh |
Сатурналии Последняя декада декабря |
Рождество 25.12 |
Новый
Год День
св. Николая День
св. Люсии 13.12 |
|
Громницы 02.02 Велесов
день |
Candlemass 02.02 |
Имболк 02.02 |
|
Сретенье 02.02 |
Масленица |
Весеннее
равноденствие |
Комоедица 23.03 День
Лели |
Сумарблот Остара 19-22.03 |
Lá
Leathach an Earraigh |
|
Пасха |
Сóроки Жаворонки 09.03 |
|
День
Живы 01.05 |
Вальпургиева
Ночь 01.05 |
Белтейн 01.05 |
Ваппу 01.05 |
|
Красная
Горка 1 воскресенье после Пасхи |
Летнее
солнцестояние |
Иван
Купала 24.06 |
Мидсумар 19-25.06 |
Grianstad an Samhraidh Лита (Litha) |
Йоханнес |
Рождество
св. Иоанна Предтечи 24.06 |
|
|
Перунов
день Громобой 31.07 |
Loaf-Feast 01.08 |
Лугнасад Ламмас 01.08 |
|
Ильин
День 20.07 |
|
Осеннее
равноденствие |
День
Мокоши Радогощ Осенины 22.09 |
|
Lá Leathach an Fhómhair Мейбон 21-24.09 |
|
Рождество
Богородицы 8(21).09 |
|
|
День
Мары Деды 02.11 |
Ветрнэтр 21-27.10 Хэллоуин 31.10 |
Самайн
Сауин 01.11 |
|
День
Всех Святых 01.11 |
|
В последнее время о нечисти, гуляющей по улицам в праздничные
дни, мы вспоминаем разве что в Хэллоуин. Что связано с тем, что по кельтским
поверьям именно в это время начинается тёмная половина года, приоткрывается
портал в тёмный мир, и духи начинают резвиться. Но давайте вспомним про
святочные гадания, поиски цветка папоротника в ночь на Ивана Купалу или полёты
на гору Броккен в ночь под праздник св. Вальпургии…
Юль был одним из самых жутких праздников, потому что именно в
это время день становится самым коротким, а ночь — самой длинной. А значит,
ночные создания пользуются наибольшей свободой. Год достигает своей вершины, и
колесо времён на мгновение приостанавливается, чтобы с новой силой устремиться
к весне и свету.
Конечно же, имелись под рукой существа, олицетворявшие связь
миров. Одинаково хорошо чувствовавшие себя и в мире нашем, и в мире ином.
Почему одно из центральных мест в ряду этих существ-кентавров занимают коза и
козёл? Издавна козёл считался существом чрезвычайно похотливым. В результате во
времена языческие он был одним из важнейших символов плодородия. Символом
необузданных сил природы. Отсюда покрытые шерстью, хвостатые, с копытцами на
ножках греческие фавны и сатиры. Грех — иная ипостась плодородия, необузданная
стихийная тяга к размножению. В результате — изображение отца греха — дьявола —
в козлином обличье.
Козёл становится одним из главных символов юля-рождества. В
самых разных странах ряженые во время рождества напяливают на себя козлиные
маски либо ходят по домам с козлиным знаком или чучелом козы.
Ряженые с макетом козы в русской деревне.
Дореволюционная открытка
Ритуальная козлиная голова с острова Готланд
Гигантский рождественский козёл из города Евле,
Швеция
Ряженые в козлоподобных масках во время Кукера в
Болгарии
Пехтра. Баба Яга в козлоподобной маске из австрийских
Альп
Самые знаменитые рождественско-новогодние персонажи — что наш
российский дед-мороз, что европейский Санта-Клаус — появились в массовом
сознании не так уж и давно и, в основном, благодаря массовой культуре. Наш
дедушка напрямую связан со сказочным героем по прозвищу Мороз — Красный Нос,
этаким олицетворением зимней стужи, который может в зависимости от
обстоятельств быть и добрым (он — владелец несметных сокровищ, которыми
награждает тех, кто ему приглянулся), и злым (может убить, заморозить,
заколдовать). Некоторые закоренелые язычники хотят даже видеть в нём зимнее
воплощение Велеса. А вот с Санта-Клаусом всё значительно сложнее. С одной
стороны, конечно, очевидна связь со святым Николаем Чудотворцем, один из дней
памяти которого празднуется незадолго до Рождества. И сейчас в Германии к детям
под Рождество приходит святой Николаус. Правда, иногда — не один, а со свом alter ego, чёртоподобным и козлоподобным
Крампусом, который наказывает за непослушание плохих детей.
Николаус и Крампус
Крампус из Клагенфурта, Каринтия
С другой стороны, не менее очевидна связь североевропейского
Санты с персонажами низшей мифологии. Норвежского Деда Мороза называют
Юлениссе, он похож на старого гнома и привозит детям подарки на повозке, в
которую запряжена коза.
Ниссе. Открытка работы Йенни Нюстрём (1854–1946)
Шведский Дед Мороз — Дедушка Томте — тоже одна из
разновидностей домовых.
До переезда в новый дом под горой Гундабергет близ города Мура Юльтомтен жил в
лесу, а то и под половицей дома или сарая. Трудно сказать, насколько он связан
с Юльским Козлом или Йолугетом, имя которого нам известно гораздо лучше в его
финнизированной форме: Йоулупукки. Видимо, когда-то давно он представлял собой
довольно неприятное существо с козлиным лицом или в козлиной маске, затем стал
являться в образе грубого старика, пугавшего детей на Рождество, но в конце
концов, слившись с Санта-Клаусом, превратился в немного впадающего в маразм
добродушного старичка.
Ряжение в Йоулупукки в Старой Доброй Финляндии
А вот так выглядит Йоулупукки на самом деле. Он
восседает на горе черепов и питается непослушными детьми
Здесь картина вырисовывается ещё более неприятная.
Йоулупукки представляет собой гигантское демоническое троллеподобное существо.
Непослушные дети связками висят у него на рогах, и время от времени он
отправляет одного из них в рот
†
|
|
|