Михаил Владимиров

 

Города Финляндии

К первой части

Котка

Часть вторая

 

Музеи

 

Самый интересный для выходцев из России музей Котки — это, конечно, Лангинкоски или рыболовецкий домик императора Александра III.

 

Keisarinmaja’ — ‘Царская избушка’ в буквальном переводе с финского языка

 

Из всех представителей Российского императорского дома император Александр III (26/II-1845–1/III-188120/X-1894) был самым большим любителем рыбной ловли. Конечно, рыбачил он и в своей любимой Гатчине. Но Финляндия с её бесчисленными озёрами и реками, рассечёнными каменистыми перекатами, представляла почти идеальные условия для рыбной ловли.

 

Этот портрет Александра III работы Н.Г. Шильдера (1828–1898) можно видеть и на стене домика в Лангинкоски

 

В средние века порогом Лангинкоски владел монастырь ордена св. Биргитты. В начале XIX столетия — Валаамский монастырь. С того времени сохранилась небольшая деревянная часовенка в честь св. Николая Чудотворца.

 

 

Часовня св. Николая Чудотворца в Лангинкоски

 

          Впервые Александр побывал в Котке ещё наследником престола в 1880 г. и поклялся вернуться в эти места. В 1884 году, уже императором, он вернулся, чтобы посмотреть на ловлю лосося. Финский сенат решил сделать подарок для своего великого князя, и вот три архитектора — Яков Аренберг, Себастьян Грипенберг и Магнус Шерфбек — составили проект небольшого коттеджа. Его можно было бы назвать даже избой, если бы не элегантность отделки и детали, предвосхищающие деревянный модерн начала XX столетия. Коттедж построили на небольшом островке в русле Лангинкоски — одной из проток реки Кюми-йоки, протекающей через Котку у живописных порогов, издавна славившихся благодаря ловле лосося.

 

Домик императора Александра III в Лангинкоски

 

Пороги Лангинкоски

 

          Императорская семья никогда не ночевала в Лангинкоски. После убийства народовольцами Александра II на нового императора велась настоящая охота, и из соображений безопасности Александру Александровичу и Марии Фёдоровне на ночь приходилось возвращаться на курсировавшую неподалёку яхту «Царевна». В остальном, в короткие периоды своего пребывания в Котке императорская чета вела по-настоящему дачную жизнь. Мария Фёдоровна иногда готовила собственноручно, а супруг её рыбачил с полюбившегося ему камня в русле реки.

 

 

Императорский нужник

 

Принадлежности для игры в серсо

 

          Нельзя сказать, что всё сохранилось в Лангинкоски, как было при Александре III. После обретения Финляндией независимости здание пребывало в состоянии запустения. Но многое всё же удалось сохранить. И в наши дни финны воспринимают российский период своей истории как важный этап в жизни страны. Так что встречают иной раз посетителей музея ряженые император и императрица или дамы в костюмах конца XIX столетия.

 

 

Памятный знак в честь Александра III

 

Камень, с которого Александр III удил рыбу

 

          Гигантскими морскими аквариумами, позволяющими полюбоваться жизнью тропических рыб, вряд ли кого-нибудь можно сегодня удивить. Создатели морского аквариума в Котке или Маретариума пошли по другому пути. Они соединили свой аквариум непосредственно с Финским заливом, с тем чтобы дать возможность посетителям познакомиться с ихтиофауной Балтийского моря. Пусть не такой богатой, как тропическая, зато родной для каждого финна или петербуржца. Здание Маретариума было возведено в 2002 г. по проекту архитектурного бюро из Котки «Laitila Arkkitehdit» с участием английского архитектора — специалиста по океанариумам Дэвида Ньюмана (David Newman).

 

 

 

 

Маретариум

 

          Самым большим и самым новым музеем Котки стал законченный два года тому назад в северо-восточной части острова Коткансаари музейный комплекс Велламо (арх. Каарло Илмари Лахделма, 2008), объединяющий главный Морской музей Финляндии и региональный музей провинции Кюменлааксо. Остро-современное здание музея напоминает пришвартовавшийся к причалу океанский лайнер или гигантский трамплин, нависающий над морским берегом.

 

 

 

 

 

 

 

 

Музейный комплекс «Велламо»

 

          Тот же Каарло Лахделма возвёл  по-соседству с Велламо ещё одно сооружение, в котором объединены функции музея, ремесленного центра и промышленного предприятия. Оно называется Центром деревянных кораблей и представляет собой полупрозрачный ангар, в котором мастера-корабельщики прямо на ваших глазах занимаются изготовлением деревянных лодок, шлюпок и яхт.

 

Центр деревянных кораблей. Архитектор Каарло Илмари Лахделмаа, 2008

 

 

Скульптура

 

Итак, Котка — это город парков. Но иногда и саму Котку сравнивают с гигантским парком скульптур под открытым небом. Скульптуры разбросаны в Котке по всему городу, неожиданно возникают в сквериках, на площадях, между домами. Ими заполнен вытянувшийся вдоль Центральной улицы бульвар...

          При въезде в город, против заправки «Несте» и железнодорожного вокзала неожиданно проступает до боли знакомый профиль. — Неужели? — Да, это именно он, Владимир Ильич. И даже весь сквер носит его имя.

 

 

Бюст В.И. Ленина. Скульптор Мати Варик, 1979

 

В Финляндии уважают Ленина. В конце концов, именно он подписал постановление Совета народных комиссаров от 1 января 1918 г., признавшее независимость Финляндии. Зачастую именно в Финляндии проходили съезды и конференции радикальных российский политических партий, таких как социал-демократы или эсеры. Так вот именно в Котке с 21 по 23 июля старого стиля (или же с 3 по 5 августа нового) 1907 года прошла III конференция РСДРП, во время проведения которой Ленин играл главенствующую роль. Обсуждалась политика партии в новых условиях, сложившихся после подавления революции. Только что были назначены выборы в III Государственную думу, и социал-демократам надо было определиться относительно перспективы участия в них. Ленин сумел провести на конференции свою точку зрения, согласно которой выборы надо было использовать для пропаганды позиции партии по основным политическим вопросам. При этом сотрудничество с другими партиями, даже и лево-радикальной направленности, должно было быть сведено к минимуму.

 

Рука Ленина. Скульптор Кшиштоф Беднарски, 1995

 

Бюст Ленина был создан в 1979 году эстонским скульптором Мати Вариком (Mati Varik) и стал подарком Котке от города Таллинна. Есть у него одна интересная особенность. Вообще-то, скульптурным бюстам не положено иметь рук. Но у этого Ленина одна рука, всё-таки, есть. Ильич опирается на неё подбородком. И, понятное дело, возникает вопрос, почему только одна. Вероятно, задумался над этим вопросом и польский скульптор Кшиштоф Беднарски (Krzysztof Bednarski) (Р. 1953), изваявший в 1995 недостающую руку и установивший её неподалёку от бюста.

 

Монумент жертвам войны. Ск. Эмил Филен,  1951

 

Мать-Карелия. Ск. Юрки Сайло, 1962

 

          Несколько скульптур было размещено в садике возле лютеранской церкви. Помимо традиционных стелы павшим в советско-финских войнах героям и скорбящей Матери-Карелии, это гранитная плита с бронзовым маскароном, изображающим уроженца Котки писателя Тойво Рикхарда Пекканена (19021957), автора пьес и романов из жизни рабочих, а также стихов в символистском духе, не переводившихся, кажется, впрочем на русский язык. С монументом Тойво Пекканену связан и установленный против главного входа в церковь, выполненный в красном граните апофеоз стереометрии — серия объёмных геометрических фигур под общим названием «Сила воли», изваянная скульптором Арво Сиикамяки.

 

Надгробие писателя Тойво Рикхарда Пекканена. Ск. Вяйнё и Матти Аалтонены, 1958

 

Сила воли. Ск. Арво Сиикамяки, 1985

 

          Несколько оригинальных работ современных финских скульпторов можно видеть на бульваре, протянувшемся вдоль Центральной улицы — Кескускату. Тут только понимаешь, насколько разной и не похожей на традиционную скульптуру может быть современная пластика. Помимо традиционных бронзы и гранита здесь использованы искусственный камень и алюминий, железо, да, наверное, и другие материалы. В самом центре бульвара на высоком гранитном пьедестале медленно выступают две разрезанные напополам бронзовые рыси. Друг-другу противопоставлены блестящие отполированные срезы внутренней поверхности скульптуры и нарочито грубая фактура наружной, имитирующей шерстистую шкуру лесной кошки.

 

Ночные прохожие. Ск. Маркку Микаэль Хирвеля, 2007

          Ханна Яанисоо (Hanna Jaanisoo) (Р. 1974) — скульптор с севера. Она родилась неподалёку от Оулу, училась в Лапландском университете и стала автором пластических работ, необычных по форме и демонстрирующих своеобычность фактуры используемого материала. Скульптура «Кальвус — юная грозовая тучка» (Calvus — nuori ukkospilvi) отлита из алюминия и представляет собой комбинацию из металлических подушек, каждую из которых хочется потрогать рукой, чтобы ощутить швы, борозды и морщинки, имитирующие тканый материал.

 

Кальвус — юная грозовая тучка. Ск. Ханна Яанисоо, 2008

 

          Люди без лица — один из любимых мотивов скульптора Тапио Юнно (Tapio Junno) (1940–2006). «Смотрящий на солнце» (Aurinkoon katsoja) — так называется представленная на Кескускату скульптура. И кажется, что солнечный диск сорвался с небес и ударил в лицо каждому из нас — никчёмному человеку, который уже начинает плавиться, подобно оловянному солдатику, с обращённой к солнцу стороны.

 

 

Смотрящий на солнце. Ск. Тапио Юнно, 2001

 

          «Tarrautuminen» — «Сцепившиеся» — так называются вырезанные из финского гранита раппакиви ребристые шары, напоминающие гигантские скелеты морских ежей, один из часто повторяющихся мотивов в творчестве скульптора Матти Пелтокангаса (Matti Peltokangas) (Р. 1952).

 

Сцепившиеся. Ск. Матти Пелтокангас, 2002

 

          Скульптор Киммо Шродерус (Kimmo Schroderus) (Р. 1970) предпочитает иметь дело с металлом, из которого создаёт абстрактные чаще всего композиции. Его девиз “No words, just works” объясняет, почему разъяснять значение своих зачастую необычных работ автор отнюдь не спешит.

 

Велло. Ск. Киммо Шродерус, 2004

 

          С металлом, но плоским, листовым работает и Ян-Эрик Куллберг (Jean-Erik Kullberg) (Р. 1950). Серия его работ под общим названием «К солнцу» (Kohti aurinkoa) появилась в Котке в 1989–1990 гг. Недавно работа этого автора с таким же названием появилась и в России, на Урале, в парке скульптур, созданном у таинственного города древних Аркаим.

 

 

 

К солнцу. Ск. Ян-Эрик Куллберг, 1989–1990

 

          Предметом изображения для современного скульптора могут стать как бы забытые на краю дороги вещи: «В пути» (Matkalla). Скульптор Киммо Пююккё.

 

В пути. Ск.  Киммо Пююккё, 2005

 

          Чилийский скульптор Федерико Асслер (Р. 1924) прославился благодаря разработанной им методике работы с искусственным камнем или бетоном. Помимо Чили его работы можно видеть в Йоркшире (Англия) или на острове Тенерифе. Представленная в Котке работа, представляющая собой странно наклонённую, испещрённую загадочными отверстиями стелу, носит название «Жизненное присутствие» (Presencia vital).

 

Жизненное присутствие. Ск. Федерико Асслер, 2005

 

          С искусственным камнем любит работать и уроженец Выборга, один из самых оригинальных скульпторов современной Финляндии Олави Лану (Olavi Lanu) (Р. 1925). Вместе с семьёй и многими другими жителями Выборга после эвакуации 1939 г. он осел в городе Лахти. Сейчас созданный Олави Лану парк скульптур является одной из главных достопримечательностей этого городка. Котке в 2003 г. Лану предоставил одну из сравнительно небольших скульптур, выполненных в традиционной для него манере. Её название можно перевести как «Спящая дева-ива» (Lepäävä pajutyttö). И если вглядеться в скульптуру, то увидишь и фигуру девушки, и её волосы, сбегающие к подножию монумента и превращающиеся в гибкие ивовые ветви…

 

Спящая дева-ива. Ск. Олави Лану, 2003

 

          С юго-запада и северо-востока скульптурный парк на бульваре Кескускату ограничивают созданные двумя художниками символические врата. На горке у больницы расположились железные врата норвежского скульптора Бирты Марии Лёвейд (Birthe Marie Løveid). Расположенные на одной оси с ними парные врата можно найти в родном городе автора — норвежском Фредрикстадте, том самом, при осаде которого погиб когда-то от случайной шрапнельной пули Карл XII. На другой стороне бульвара, у парка Сибелиуса, установлены выточенные из гранита Матти Нурминеном «Узкие врата» (Ahdas portti).

 

Врата. Ск. Бирта Мария Лёвейд, 2000

 

Узкие врата. Ск. Матти Нурминен, 2002

 

          На высокой гранитной скале, нависающей над портом и морским музеем и названной Palotorninvuori в честь высившейся здесь когда-то пожарной каланчи, установлен монумент докерам или строителям порта. Чуть выше сохранена в качестве памятника временам лихолетья зенитка, обстреливавшая когда-то советские самолёты. А по крутому уступу скалы взбираются куда-то гигантские бронзовые муравьи.

 

Строители порта или докеры (Ahtaajat). Ск. Оскари Яухиайнен, 1966

 

 

 

 

Гигантские муравьи взбираются на скалу Палоторнинвуори

 

          Ещё одна необычная бронзовая фигура пугает прохожих на соседней улице Кауппакату. И хоть и назвал «Идолом» своё произведение автор — молодой финский скульптор Ким Симонссон (Kim Simonsson), известный своими работами в духе японских комиксов манга — больше напоминает этот загадочный зелёный человечек только что вылезшего из летающей тарелки инопланетянина. Первые изображения этого персонажа появились у Симонссона ещё в 2006 году, и вот в 2010 один из этих зелёных человечков оседлал скалу близ порта в Котке.

 

Идол. Ск. Ким Симонссон, 2006–2010

 

          Иногда мне кажется, что ратуша в Котке — самая уродливая во всей Финляндии. Это несуразное многоэтажное здание, возведённое в духе раннего функционализма архитектором Эркки Хуттуненом, вытянулось вдоль Рыночной площади в параллель с чередой сохранившихся с XIX века доходных домов. У подножия ратуши — как апофеоз социального государства — скульптура Эсси Ренвалл (Essi Renvall) (1911–1979), изображающая рабочего с обнажённым мальчиком.

 

 

Котка. Ратуша. Арх. Эркки Хуттунен, 1934. Городской герб

 

 

 

Эсси Ренвалл. Дети Котки, 1951

 

          У дальнего угла окружающего православную церковь парка Исопуисто, на углу Папинкату и Итякату, можно разыскать бюст изобретателя радио А. С. Попова (1859–1905). «Что делает он в Котке?»— спросите вы. Дело в том, что в море близ Котки, было впервые с пользой для дела использовано изобретённое Поповым радио. В ходе проводившихся Поповым экспериментов в январе–феврале 1900 г. была создана первая в мире линия регулярной радиотелеграфной связи между расположенным в центре Финского залива островом Гогланд и находящимся близ Котки в проливе Роченсалми островком Куутсало. С самого начала создавалась она для вполне практических целей — организации снятия с мели севшего на камни близ Гогланда броненосца «Адмирал Апраксин». Вдобавок, благодаря посланному по радио сообщению, ледоход «Ермак» снял тогда со льдины унесённых в море финских рыбаков. Памятник Александру Попову был создан московским скульптором Дмитрием Рябичевым (1926–1995), ещё в 1959 г. устанавливавшем памятник изобретателю радио на его родине в Краснотурьинске на Урале. Впоследствии Рябичев закрепил репутацию скульптора-интернационалиста: он много работал в Ташкенте, создавал скульптуры Махатмы Ганди и Джавахарлара Неру…

 

Александр Попов. Ск. Дмитрий Рябичев, 1970

 

Иное

 

В Котке сохранилось довольно много памятников архитектуры рубежа XIX и XX веков, построенных в формах модерна и раннего функционализма. Интересный ансамбль сформировался вокруг стенбековской кирхи. Бросается в глаза расположенное против церкви, возведённое по проекту Кауно Каллио (1877–1966) здание, в котором размещалось когда-то городское училище, а затем — краеведческий музей. Его башня увенчана гигантским шаром, напоминающем знаменитый Готторпский глобус. В архитектуре интересно взаимодействуют финский национальный романтизм и неоклассика, воспринявшая такие традиционные элементы скандинавской архитектуры, как, скажем, ломаная крыша.

 

Здание городского музея. Арх. Кауно Санкари Каллио, 1911

 

          С другой стороны — типичное для финского национального романтизма здание лицея (гимназии), украшенное стилизованным растительным орнаментом, возведённое в 1905 г. по проекту архитектурного бюро Нюстрёма — Петрелиуса — Пенттиля. Во главе этого бюро стоял замечательный архитектор Сакрис Уско Нюстрём (1861–1925), которого называли финским Гауди. Самое известное из его произведений — замок-отель в Иматре, нависающий над водопадом Иматранкоски.

 

Здание лицея (гимназии) в Котке. Арх. бюро Нюстрём — Петрелиус — Пенттиля, 1905

 

Через улицу — почти игрушечное деревянное здание пожарной станции, приспособленное для проведения художественных выставок.

 

Старое здание Пожарной станции. Арх. Т. Борхардт, 1898

 

Выходит на Церковную площадь и старейшее из сохранившихся жилых зданий Котки — возведённый в 1878 г. по проекту Себастьяна Грипенберга (1850–1925) в неоклассическом стиле деревянный одноэтажный со смещённым влево мезонином дом Алквиста.

 

Дом Алквиста. Арх. С. Грипенберг, 1878

 

          Деревянную архитектуру рубежа веков представляет и довольно скромный одноэтажный дом бывшей Шведской школы, в котором сейчас располагается Дом молодёжи. Работавший в Котке архитектор Борхардт возвёл его по проекту Теодора Хёйера — ведущего архитектора эпохи эклектики из Хельсинки.

 

Дом молодёжи. Арх. Теодор Хёйер и Теодор Борхардт, 1898

 

          Несколько зданий эпохи финского национального романтизма выходят на Кескускату. Среди них — возведённый Густавом Нюстрёмом (1856–1917) монументальный банк. Именно этот архитектор, построивший по всей Финляндии множество зданий гражданского назначения, включая Дом сословий и Государственный архив в Хельсинки стал своеобразным мостиком между эпохами историзма и модерна. Начинавший работу в рамках кирпичного стиля и неоренессанса, он первым применил сплошную отделку гранитом стен зданий, там характерную для финской архитектуры начала века. Именно в этом стиле им возведены банковские здания в Котки и Выборге, сравнительно небольшие, вполне симметричные, но одетые в камень с ног до головы.

 

Здание банка «Суомен Панки». Арх. Карл Густав Нюстрём, 1909

 

          В противоположность ему здание городского концертного зала, возведённое Саариненом и Гезеллиусом, облицовано лишь тёмно-красным кирпичом, почти лишено декора, но зато ассиметрично.

 

Городской концертный зал.

 

          В формах испытавшего влияние модерна скандинавского неоклассицизма архитектор Карло Кёнёнен построил здание городской больницы. Обращает на себя внимание выточенный из гранита «как бы классический» портал, высокая по-скандинавски крыша и несколько отдающий барокко фронтон, напоминающей о шведской архитектуре XVIIIXIX вв.

 

Городская больница. Арх. Карло Кёнёнен, 1925

 

          Самый монументальный из возведённых в Котке в эпоху модерна доходных домов обращён к морю и музею «Велламо». Кажется, что он по ошибке попал в этот маленький городок из Хельсинки или Петербурга. Строительство велось по проекту чрезвычайно плодовитого архитектора Вилхо Пенттиля, который работал, в основном, в Гельсингфорсе и построил там несколько десятков жилых домов, во многом определивших образ финской столицы рубежа веков. Дом получил имя Tukkukaupantalo и воплотил, кажется, все характерные для финского национального романтизма черты. Здесь и ассиметричная форма, и использование гранита для облицовки нижней части фасада, и чрезвычайно богатый и разнообразный растительный орнамент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Tukkukaupan Talo. Арх. Вилхо Пенттиля, 1909–1910

 

          Удивительное хозяйственное сооружение, что-то вроде гигантского общественного амбара или пакгауза, красуется во дворе Туккукаупантало.

 

 

          По-соседству расположилось ещё несколько возведённых на рубеже веков особнячков.

 

Старое здание портовой конторы на Лайвуринкату, 7.  Арх. Вальдемар Аспелин, 1914

 

          Но самым, пожалуй, ярким зданием, построенным в эпоху финского национального романтизма, своеобразной визитной карточкой Котки, стало здание старой водонапорной башни, возведённое на Хаукавуори или Кривой Скале и от неё позаимствовавшее своё название. Над уровнем моря (учитывая скалу) башня поднимается на 70 м. По старому назначению давно не используется, и летом можно подняться на оборудованную на вершине площадку, с которой открываются виды на залив, порт и построенный якобы самим Алваром Аалто элеватор.

 

Башня Хаккавуори. Арх. Юсси Паатела, 1914

 

          Железная дорога не имеет для Котки такого определяющего значения, как для расположенных вдоль магистральных трасс городов вроде Лахти или Коуволы. Но она и не заброшена, как в Порвоо. От небольшого вокзальчика бегают пригородные поезда, и как памятник индустриальной эпохе стоит рядом со станцией почти игрушечный, как и многое здесь, паровоз.

 

 

Железнодорожный вокзал. Арх. Т. Хелстрём, 1925. Мемориальный паровоз

 

          Зато порт, по-прежнему, играет в жизни города определяющую роль. Правда, перестал ходить запущенный несколько лет тому назад паром, призванный соединить Котку с эстонским Силламяэ. Говорят, обходить принадлежащий России остров Гогланд, расположенный в центре Финского залива, как раз между этими двумя городами, было очень накладно. А пропускать паром через свои территориальные воды Россия не захотела. Но грузы и промышленные товары продолжают влиять на экономику города. Через порт в Котке ежегодно направляется на продажу в Россию громадный поток легковых автомобилей. Именно отсюда развозят их по автосалонам бесчисленные автовозы, выстраивающиеся в очередь на границе.

 

Вечером в порту

 

          Современная Котка — это не только море и собранные со всего мира ультрамодернистские скульптуры. Не только самые необычные во всей Финляндии парки и иногда довольно загадочные музеи. На улицах города то и дело совершаешь открытия.

 

Сделанный под граффити гигантский фотобаннер, закрывающий выходящий на Кескускату Брандмауэр

 

          Привлекает Котка и любителей покупок. Помимо обычного ряда придорожных гипермаркетов, сосредоточенных в основном в районе Кархулы, в самом центре города, между Торговой площадью и парком Сибелиуса, расположился гигантский пассаж «Pasaati».

 

 

Pasaati и каменная скамья перед входом в него

 

Торговая площадь. Один из выходов Pasaati и доходный дом Стеллан Тало, возведённый в 1896 г. по проекту архитектурного бюро «Гран, Хедман и Васашерна» ещё в недрах эклектики

 

 

Котка промышленная

 

          Ну а в создании образа Котки как города не только торгового и промышленного, но и культурного, помимо парков и музеев не последнюю роль играют театры и концертные залы. Самый крупный из них — расположенный на углу Кескускату и Руотсинсалменкату Городской театр, который считается самым старым во всей провинции Кюмиинлаксо и отпраздновал недавно 100 лет со дня основания.

 

 

Городской театр

 

          Мы прощаемся с Коткой. На выезде из города проезжаем через Кархулу или ‘Медвежье’ в переводе с финского. Одним из символов этого пригорода Котки стала своеобразная водонапорная башня, напоминающая не то гриб, не то летающую тарелку на ножке. Чуть ниже — один из примеров того внимания, которое оказывает финская братия нашим соотечественникам. Мы оставляем очень финский и очень русский город, который может послужить прекрасным примером русско-финского взаимодействия на протяжении двух последних столетий…

 

Водонапорная башня в Кархуле

 

 

 

 

 

 

Ко входу в Светлицу

 

В экскурсионный клуб

К рассказам странника