Михаил Владимиров

 

«Идите в Пюхтицу, там три ступени до

Царства Небесного. Обитель эта будет стоять

до пришествия Господня, а вы, сестры, не будете

испытывать особенной нужды во всем».

св. Праведный Иоанн Кронштадтский

 

Пюхтица

 

Пюхтицкий ставропигиальный Успенский женский монастырь расположен в восточной Эстонии в местечке Куремяэ на Журавлиной или Святой горе, которая почиталась у местных жителей ещё с языческих времён. Гора эта представляет собой кам ледникового происхождения, у подножия которого в середине XVI в. произошло явление Пресвятой Богородицы и её чудотворного образа.

         По преданию холм Куремяги был создан героем эстонского эпоса Калевипоэгом, вырывшим большую яму, которая наполнилась потом водой. Так образовалось озеро Консу — самое большое из расположенных близ монастыря Куртнасских озёр. Ну а вырытая из ямы и утрамбованная Калевипоэгом земля стала называться Журавлиной горой. Как-то раз, выпив после трудов праведных одну-вторую бочку винца, Калевипоэг заснул на горе Куремяги богатырским сном. Невеста богатыря рассказала об этом его врагам, те подкрались и отрубили спавшему богатырю ноги. На коленях преследовал Калевипоэг своих врагов до самого Кивинымме, там истёк кровью и умер. Похоронили богатыря в кивиныммеском лесу, а ноги его — под священным дубом на склоне горы Куремяги. Засох этот дуб не так давно, а его искорёженный ствол и сейчас можно видеть у входа на монастырское кладбище.

 

 

Пюхтицкая икона Божьей Матери и чудотворная икона Успения Божьей Матери, обретённая в Пюхтицах

 

         В середине XVI столетия, в самый разгар реформации, власти Эстляндии боролись с почитанием святых икон. Как-то раз в это время один эстонский пастух пас стадо у подножия Святой горы и вдруг увидел на склоне холма у священного дуба прекрасную женщину в синих одеждах. Он побежал в деревню и рассказал о видении другим пастухам. Когда они пытались приблизиться, видение исчезало. Наконец, на третий день, пастухи решились подойти к священному дубу и нашли в его ветвях икону Успения Пресвятой Богородицы. Что с нею делать они не знали, и передали икону жившим по соседству русским. Икону отнесли в деревню Яама, жители которой построили на месте явления иконы, возле дуба на склоне Святой горы, часовню. Икона хранилась с тех пор в Яаме и соседнем с нею Сыренце (нынешняя Васьк-Нарва). Вскоре разнеслась молва о чудотворном источнике, забившем из земли в том самом месте, где стояли узревшие явление Пресвятой Богородицы пастухи. В день явления иконы на Святой горе стали устраивать крестный ход. С 1885 г. одним из главных радетелей за укрепление православия в Прибалтике стал Эстляндский губернатор князь Сергей Шаховской (1852–1894). По его инициативе в соседнем городке Йыхви (или Йевве, как он тогда назывался) было организовано православное братство, и вскоре из Костромского Богоявленского монастыря приезжает группа монахинь во главе с инокиней Варварой Блохиной. Князь Сергей Шаховской умер в самом расцвете сил, сорока с небольшим лет от роду. Он был похоронен на вершине Святой горы. Очень скоро на его могиле был возведён храм в честь св. Сергия Радонежского. При поддержке св. Иоанна Кронштадтского сёстры перебираются из Йыхви в Куремяэ, и вскоре, в 1891, их сестринская община была преобразована в монастырь. Первым архитектором монастыря стал профессор Михаил Преображенский (1854–1930), по проекту которого были построены сестринские корпуса, святые ворота, кладбищенская Никольско-Арсентьевская и Сергиевская церкви, а также трапезная. Одной из благодетельниц монастыря до самой смерти оставалась княгиня Елизавета Дмитриевна Шаховская (ур. Милютина) (1844–1938), пережившая мужа на 40 лет и похороненная рядом с ним.

 

 

Князь Сергей Владимирович Шаховской (1852–1894) и созданная при его поддержке обитель

 

         Построенные в начале жизни монастыря церкви были малы для всё возраставшего потока паломников. Обители был нужен большой храм. Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы был возведён в 1908–1910 в русском стиле архитектором Александром Полещуком (1868–1944) по образцу Успенского собора Московского кремля.

         Обитель, оказавшаяся на территории независимой Эстонии, была в 1920 преобразована в Благотворительную Христианскую Пюхтицкую женскую трудовую общину. При этом весь строй монашеской жизни был сохранён, так что, фактически, монастырь продолжил своё существование. Официально Пюхтица вновь обрела статус монастыря в 1935 году в рамках Эстонской Апостольской Православной церкви. Худо-бедно, но монастырь продолжил существование и в годы немецкой оккупации, и в послевоенные годы — в рамках советской уже Эстонии. В результате, наряду с Валаамом и Псково-Печерским монастырём, Пюхтица послужила той тоненькой ниточкой, которая обеспечила связь монашеской жизни дореволюционной России и современной отечественной монашеской традиции. Особенно ярко связь эта проявилась на примере взаимоотношений между монастырём и Святейшим патриархом Алексием II, который начинал в соседнем Йыхви своё священническое служение и не забывал про Пюхтицу на протяжении всей своей жизни, а в июне 1990 принял монастырь под своё непосредственное управление.

 

         Знакомство с монастырём удобнее всего начать с засохшего ствола священного дуба, которому поклонялись местные жители ещё в незапамятные времена. Именно в ветвях этого дуба была явлена чудотворная икона Успения Божией Матери. Среди паломников принято трижды с молитвой обойти вокруг священного дуба против движения солнца. Рядом с дубом — самое старое из монастырских строений — деревянная кладбищенская церковь в честь свв. Николая Чудотворца и Арсения Великого (1885). Тут же — сестринское кладбище с одинаковыми рядами белых металлических крестов.

 

Церковь св. Николая Чудотворца и св. Арсения Великого (1885)

 

         От кладбища дорожка идёт к Святым воротам. Справа от них — деревянное двухэтажное здание странноприимного корпуса. По старой монастырской традиции 3 дня принимают странников в монастыре бесплатно, кормят и поят, ну а для тех, кто хочет остаться на более долгий срок, уже предлагаются труднические послушания.

 

Странноприимный корпус

 

Территория монастыря окружена стеной, возведённой из дикого камня и кирпича в традициях русского крепостного зодчества. Святые ворота украшены росписями, посвящёнными явлению на Журавлиной горе Пресвятой Богородицы и изображающими небесных покровителей обители, среди которых важное место занимает св. Иоанн Кронштадтский.

 

Святые ворота

 

 

Росписи Святых ворот. Явление Пресвятой Богородицы и Успенской иконы на Святой горе

 

Покров Пресвятой Богородицы. Роспись свода арки Святых ворот

За воротами открывается во всём своём величии громада Успенского собора. К сожалению, не всегда возможно бывает досконально ознакомиться со святынями и интерьером собора. Во внеслужебное время проход вглубь храма чаще всего перекрыт. Но и стоя в притворе, можно уделить мгновенье для сердечной молитвы и полюбоваться внутренним убранством храма.

 

Успенский собор (1908–1910)

 

         Монастырский сад прекрасен в Пюхтицах в любое время года. В саду теряются сестринские корпуса и здание трапезной с церковью св. Симеона Богоприимца и св. пророчицы Анны (1895). Рядом с трапезной — знаменитые пюхтицкие поленницы. Трудно сказать, когда впервые появилась здесь традиция складывать дрова в форме стогов. Но сейчас это — своеобразная торговая марка Пюхтицкого монастыря, из которого обычай складывать поленницы-стога постепенно распространяется и по другим обителям.

 

Монастырская трапезная с церковью св. Симеона Богоприимца и св. Пророчицы Анны (1895)

 

 

Пюхтицкие поленницы

 

         Дорожка поднимается дальше вверх — на Святую гору. Здесь, у стен строившегося монастыря, построил себе дачу князь Сергей Шаховской. И здесь же в 1894 году он был похоронен. При жизни князь не всегда находил в обществе отклик своим попыткам распространения православия в Прибалтике. Особенно жёсткое противодействие встречал он со стороны местных немецкоязычных общин. Это и привело к преждевременной смерти. Уже в 1894–1895 над могилой князя была построена церковь в честь его небесного покровителя — св. Сергия Радонежского. Отдельностоящая шатровая колокольня была разрушена в годы Великой Отечественной войны и восстановлена в наши дни.

 

 

Сергиевский храм на Святой горе и колокольня

 

 Рядом — как бы вне территории самого монастыря — живут служащие в монастыре и приезжие священнослужители. С горы открывается вид на монастырское хозяйство, в том числе — на обширную пасеку. В распоряжении монастыря — 75 гектаров земли, которую обрабатывают его насельницы.

 

Нынешняя настоятельница монастыря. Между прочим, выпускница биофака Самарского университета игуменья Филарета (Калачёва)

 

         Знакомство с монастырём мы завершаем у Святого источника. В любое время года здесь можно набрать воды и искупаться в построенной над ручьём купальне. Отдельного разговора заслуживают действующий монастырский скит, расположенный в Сыренце, и бывший скит в Яаме, у самых истоков реки Наровы. Разговор об Эстонии и эстонском православии мы ещё обязательно продолжим.

 

 

 

 

Ко входу в Светлицу

 

 

В экскурсионный клуб

 

К рассказам странника

В Васькнарву