«Идите
в Пюхтицу, там три ступени до
Царства
Небесного. Обитель эта будет стоять
до
пришествия Господня, а вы, сестры, не будете
испытывать
особенной нужды во всем».
св. Праведный Иоанн Кронштадтский
Пюхтица
Пюхтицкий ставропигиальный
Успенский женский монастырь расположен в восточной Эстонии в местечке Куремяэ
на Журавлиной или Святой горе, которая почиталась у местных жителей ещё с
языческих времён. Гора эта представляет собой кам ледникового происхождения, у
подножия которого в середине XVI
в.
произошло явление Пресвятой Богородицы и её чудотворного образа.
По
преданию холм Куремяги был создан героем эстонского эпоса Калевипоэгом,
вырывшим большую яму, которая наполнилась потом водой. Так образовалось озеро
Консу — самое большое из расположенных близ монастыря Куртнасских озёр. Ну а
вырытая из ямы и утрамбованная Калевипоэгом земля стала называться Журавлиной
горой. Как-то раз, выпив после трудов праведных одну-вторую бочку винца,
Калевипоэг заснул на горе Куремяги богатырским сном. Невеста богатыря
рассказала об этом его врагам, те подкрались и отрубили спавшему богатырю ноги.
На коленях преследовал Калевипоэг своих врагов до самого Кивинымме, там истёк
кровью и умер. Похоронили богатыря в кивиныммеском лесу, а ноги его — под
священным дубом на склоне горы Куремяги. Засох этот дуб не так давно, а его
искорёженный ствол и сейчас можно видеть у входа на монастырское кладбище.
Пюхтицкая икона Божьей Матери и чудотворная икона Успения
Божьей Матери, обретённая в Пюхтицах
В
середине XVI столетия, в
самый разгар реформации, власти Эстляндии боролись с почитанием святых икон.
Как-то раз в это время один эстонский пастух пас стадо у подножия Святой горы и
вдруг увидел на склоне холма у священного дуба прекрасную женщину в синих
одеждах. Он побежал в деревню и рассказал о видении другим пастухам. Когда они
пытались приблизиться, видение исчезало. Наконец, на третий день, пастухи
решились подойти к священному дубу и нашли в его ветвях икону Успения Пресвятой
Богородицы. Что с нею делать они не знали, и передали икону жившим по соседству
русским. Икону отнесли в деревню Яама, жители которой построили на месте
явления иконы, возле дуба на склоне Святой горы, часовню. Икона хранилась с тех
пор в Яаме и соседнем с нею Сыренце (нынешняя Васьк-Нарва). Вскоре разнеслась
молва о чудотворном источнике, забившем из земли в том самом месте, где стояли
узревшие явление Пресвятой Богородицы пастухи. В день явления иконы на Святой
горе стали устраивать крестный ход. С 1885 г. одним из главных радетелей за
укрепление православия в Прибалтике стал Эстляндский губернатор князь Сергей
Шаховской (1852–1894). По его инициативе в соседнем городке Йыхви (или Йевве,
как он тогда назывался) было организовано православное братство, и вскоре из
Костромского Богоявленского монастыря приезжает группа монахинь во главе с
инокиней Варварой Блохиной. Князь Сергей Шаховской умер в самом расцвете сил,
сорока с небольшим лет от роду. Он был похоронен на вершине Святой горы. Очень
скоро на его могиле был возведён храм в честь св. Сергия Радонежского. При
поддержке св. Иоанна Кронштадтского сёстры перебираются из Йыхви в Куремяэ, и
вскоре, в 1891, их сестринская община была преобразована в монастырь. Первым
архитектором монастыря стал профессор Михаил Преображенский (1854–1930), по
проекту которого были построены сестринские корпуса, святые ворота,
кладбищенская Никольско-Арсентьевская и Сергиевская церкви, а также трапезная.
Одной из благодетельниц монастыря до самой смерти оставалась княгиня Елизавета
Дмитриевна Шаховская (ур. Милютина) (1844–1938), пережившая мужа на 40 лет и
похороненная рядом с ним.
Князь Сергей Владимирович Шаховской (1852–1894) и
созданная при его поддержке обитель
Построенные
в начале жизни монастыря церкви были малы для всё возраставшего потока
паломников. Обители был нужен большой храм. Собор в честь Успения Пресвятой
Богородицы был возведён в 1908–1910 в русском стиле архитектором Александром
Полещуком (1868–1944) по образцу Успенского собора Московского кремля.
Обитель,
оказавшаяся на территории независимой Эстонии, была в 1920 преобразована в
Благотворительную Христианскую Пюхтицкую женскую трудовую общину. При этом весь
строй монашеской жизни был сохранён, так что, фактически, монастырь продолжил
своё существование. Официально Пюхтица вновь обрела статус монастыря в 1935
году в рамках Эстонской Апостольской Православной церкви. Худо-бедно, но
монастырь продолжил существование и в годы немецкой оккупации, и в послевоенные
годы — в рамках советской уже Эстонии. В результате, наряду с Валаамом и
Псково-Печерским монастырём, Пюхтица послужила той тоненькой ниточкой, которая
обеспечила связь монашеской жизни дореволюционной России и современной
отечественной монашеской традиции. Особенно ярко связь эта проявилась на
примере взаимоотношений между монастырём и Святейшим патриархом Алексием II, который начинал в соседнем Йыхви своё
священническое служение и не забывал про Пюхтицу на протяжении всей своей
жизни, а в июне 1990 принял монастырь под своё непосредственное управление.
Знакомство
с монастырём удобнее всего начать с засохшего ствола священного дуба, которому
поклонялись местные жители ещё в незапамятные времена. Именно в ветвях этого
дуба была явлена чудотворная икона Успения Божией Матери. Среди паломников
принято трижды с молитвой обойти вокруг священного дуба против движения солнца.
Рядом с дубом — самое старое из монастырских строений — деревянная
кладбищенская церковь в честь свв. Николая Чудотворца и Арсения Великого (1885).
Тут же — сестринское кладбище с одинаковыми рядами белых металлических крестов.
Церковь св. Николая Чудотворца и св. Арсения Великого
(1885)
От
кладбища дорожка идёт к Святым воротам. Справа от них — деревянное двухэтажное
здание странноприимного корпуса. По старой монастырской традиции 3 дня
принимают странников в монастыре бесплатно, кормят и поят, ну а для тех, кто
хочет остаться на более долгий срок, уже предлагаются труднические послушания.
Странноприимный корпус
Территория
монастыря окружена стеной, возведённой из дикого камня и кирпича в традициях
русского крепостного зодчества. Святые ворота украшены росписями, посвящёнными
явлению на Журавлиной горе Пресвятой Богородицы и изображающими небесных
покровителей обители, среди которых важное место занимает св. Иоанн
Кронштадтский.
Святые ворота
Росписи Святых ворот. Явление Пресвятой Богородицы и
Успенской иконы на Святой горе
Покров Пресвятой Богородицы. Роспись свода арки
Святых ворот
За воротами
открывается во всём своём величии громада Успенского собора. К сожалению, не
всегда возможно бывает досконально ознакомиться со святынями и интерьером
собора. Во внеслужебное время проход вглубь храма чаще всего перекрыт. Но и
стоя в притворе, можно уделить мгновенье для сердечной молитвы и полюбоваться
внутренним убранством храма.
Успенский собор (1908–1910)
Монастырский
сад прекрасен в Пюхтицах в любое время года. В саду теряются сестринские
корпуса и здание трапезной с церковью св. Симеона Богоприимца и св. пророчицы
Анны (1895). Рядом с трапезной — знаменитые пюхтицкие поленницы. Трудно
сказать, когда впервые появилась здесь традиция складывать дрова в форме
стогов. Но сейчас это — своеобразная торговая марка Пюхтицкого монастыря, из
которого обычай складывать поленницы-стога постепенно распространяется и по
другим обителям.
Монастырская трапезная с церковью св. Симеона
Богоприимца и св. Пророчицы Анны (1895)
Пюхтицкие поленницы
Дорожка
поднимается дальше вверх — на Святую гору. Здесь, у стен строившегося
монастыря, построил себе дачу князь Сергей Шаховской. И здесь же в 1894 году он
был похоронен. При жизни князь не всегда находил в обществе отклик своим
попыткам распространения православия в Прибалтике. Особенно жёсткое
противодействие встречал он со стороны местных немецкоязычных общин. Это и
привело к преждевременной смерти. Уже в 1894–1895 над могилой князя была
построена церковь в честь его небесного покровителя — св. Сергия Радонежского.
Отдельностоящая шатровая колокольня была разрушена в годы Великой Отечественной
войны и восстановлена в наши дни.
Сергиевский храм на Святой горе и колокольня
Рядом — как бы вне территории самого монастыря
— живут служащие в монастыре и приезжие священнослужители. С горы открывается
вид на монастырское хозяйство, в том числе — на обширную пасеку. В распоряжении
монастыря — 75 гектаров земли, которую обрабатывают его насельницы.
Нынешняя настоятельница монастыря. Между прочим, выпускница
биофака Самарского университета игуменья Филарета (Калачёва)
Знакомство
с монастырём мы завершаем у Святого источника. В любое время года здесь можно
набрать воды и искупаться в построенной над ручьём купальне. Отдельного
разговора заслуживают действующий монастырский скит, расположенный в Сыренце, и
бывший скит в Яаме, у самых истоков реки Наровы. Разговор об Эстонии и
эстонском православии мы ещё обязательно продолжим.
†
|
|
|
|