Михаил Владимиров

Святая Люсия

(~283~303)

 

13 декабря — один из главных предрождественских праздников в Скандинавских странах. В этот день отмечается день памяти святой Люсии Сиракузской. В Швеции и Шведской Финляндии день святой Люсии превратился в один из главных национальных праздников, особенно любимых населением и широко отмечаемых в народе.

 

Мощи святой Люсии и серебряная маска. Один из самых популярных объектов кражи в Венеции. Их пытались похитить в 1867, 1949, 1969 и 1981

 

Святая Люсия (Лючия, Луция, Лукия, Santa Lucia) Сиракузская — раннехристианская мученица. Имя происходит от латинского ‘lux’ — ‘свет’. Была дочерью богатого римского гражданина из Сиракуз, Сицилия. Жила на рубеже III и IV вв. нашей эры, в эпоху последних (диоклетиановских) гонений на христиан. Её отец рано умер, а мать, которую звали Евтихией, захотела выдать дочь замуж. В те времена ещё не было монастырей, но многие благочестивые христиане уже принимали обет безбрачия. Так и поступила Люсия. Мать сначала была против, но, страдая кровотечениями, она излечилась от них в Катании, на могиле святой Агаты († 5/II-251), житие которой во многом напоминает житие св. Люсии, и тогда согласилась с решением дочери. Отвергнутый жених Люсии возбудил против неё преследование. Судья Сиракуз Пасхазий хотел отдать её в публичный дом, чтобы её там насиловали до смерти, но ни повозка, запряженная быками, ни тысяча мужчин не могли сдвинуть Люсию с места. После этого Люсия была подвергнута пыткам. Вокруг неё развели костёр и поливали её кипящим маслом, но пламя отступило. У неё вырезали глаза и умертвили её, перерезав горло кинжалом. Останки св. Люсии были погребены в катакомбах Сиракуз, которые ныне носят её имя. В 1040 году они были похищены освободившим город от арабов византийским полководцем Георгием Маниаком[MVV1]  († 1043) и увезены в Константинополь, а оттуда в 1204 (после того как крестоносцы разграбили Константинополь в ходе IV Крестового похода) в Венецию. Там она была похоронена в церкви Святой Люсии. В 1860 году церковь была снесена при постройке железнодорожного вокзала Санта-Лючия. Мощи были перенесены в близлежащую церковь святого Иеремии и святой Люсии. В 1935 году для её головы была изготовлена серебряная маска. В Сиракузах над катакомбами, в которых была первоначально погребена святая, воздвигнута церковь Санта-Лючия-фуори-ле-Мура, алтарный образ в которой написал Караваджо. До сих пор в стене церкви показывают дыру, через которую, по преданию, Георгий Маниак вынес из храма мощи св. Люсии. В кафедральном соборе Сиракуз в одной из боковых капелл помещена часть мощей (кисть) Люсии, возвращённая из Венеции. Вместе со святыми Розалией и Агатой Люсия является покровительницей Сицилии. Кроме того, она считается покровительницей слепых и помогает при болезнях глаз. Покровительствует святая Люсия стекольщикам, кучерам, пряхам и раскаявшимся блудницам.

 

Санта Лючия. Картина итальянского художника Доменико ди Джакомо ди Паче Беккафуми (1486-1551).  В руке девушка держит чашу с собственнымим глазами, которые собирается отправить незадачливому жениху

 

Как же попала эта итальянская святая на север Европы? Как и многие другие нынешние религиозные традиции Скандинавии, история эта восходит к началу XVI века, ко временам Реформации. Одним из главных положений протестантизма стал отказ от культа святых, который воспринимается как пережиток язычества. Под запрет в те времена ригорической реформации попал и святой Николай Чудотворец, который ещё со времён средневековья стал одним из патронов Рождества. Ведь Никола Зимний празднуется 6 декабря. Со временем протестанты забыли о своём религиозном ригоризме и вновь вернулись к святому Николаю. Санта Николаус превратился в Санта Клауса, а потом и просто в Санту. Все уж и забыли давно, что у забавного рождественского старичка-волшебника был вполне конкретный исторический прототип — епископ, живший в IV веке в Малой Азии… Но во времена, когда Реформация была ещё новостью, когда Европа сотрясалась от религиозных войн между католиками и протестантами, ситуация была совсем иной. Вместо привычной фигуры святого Николая в рождественских представлениях решили изображать младенца Иисуса. Обычно его роль играла маленькая девочка, одетая в белое платье. На родине Реформации — в Германии — эта традиция не прижилась. Но в Скандинавии неожиданно обрела всенародную популярность. Не даром ведь имя ‘Люсия’ происходит от слова ‘свет’, а света этого ох, как не хватает в долгие северные зимы…

В каждом шведском городке, в каждой деревне, 13 декабря разыгрывается мистерия. Люсию изображает девушка, облачённая в белое платье, перепоясанное красным поясом. Белый цвет означает невинность, красный — мученичество. На голове у Люсии корона из горящих свечей. Корона символизирует нимб, свечи — свет. В городах и школах проходят выборы «святой Люсии». После торжественной службы в церкви проходит шествие или выезд святой Люсии. Во времена, когда север Европы жил ещё по юлианскому календарю, день святой Люсии приходился на время, близкое к зимнему солнцестоянию. Многие исследователи считают, что и здесь, как во многих других случаях, произошло слияние христианской и языческой традиции. Возможно, в стародавние времена во время солнцестояния или юля, как называют его германцы, сжигалась символизировавшая зиму кукла, чем-то напоминавшая славянскую Масленицу. Год поворачивал на весну. Так что образ девушки со свечами на голове пришёлся здесь очень кстати… Любопытно, что в обиходе наряженные Люсиями девушки ведут себя подобно тому, как наши ряженые во время колядования. После шествия и исполнения гимнов они собирают праздничные пожертвования у зрителей, переходя из дома в дом.

 

 

 

 

 

Санкта Люсия,

В чудном мерцаньи,

В зимнюю ночь дари

Света сиянье!

Нас унося в мечтах,

Словно на крыльях,

Вспыхнет твоя свеча,

Санкта Люсия.

Нас унося в мечтах,

Словно на крыльях,

Вспыхнет твоя свеча,

Санкта Люсия.

 

В белом ты к нам вошла,

Дева святая,

О Рождестве Христа

Напоминая.

Нас унося в мечтах,

Словно на крыльях,

Вспыхнет твоя свеча,

Санкта Люсия.

Нас унося в мечтах,

Словно на крыльях,

Вспыхнет твоя свеча,

Санкта Люсия.

 

 

Ко входу в Светлицу

 

К рассказам странника

 

 

 


 [MVV1]Из описания Георгия Маниака, данного византийским историком Михаилом Пселлом: "Его рост достигал чуть ли не трёх метров, и, чтобы смотреть на него, людям приходилось закидывать головы, словно они глядели на вершину холма или высокую гору; его манеры не были мягкими или приятными, но напоминали о буре; его голос звучал как гром; а его руки, казалось, подходили для того, чтобы рушить стены или разбивать бронзовые двери. Он мог прыгать как лев, и его хмурый взгляд был ужасен. И всё остальное в нём было чрезмерным. Те, кто его видел, обнаруживали, что любое описание его, которое они слышали, было преуменьшением". Этот полководец прославился тем, что в последний раз отвоевал в 1038–1040 гг. для Византии Сицилию у арабов. Между прочим, в экспедиции Георгия Маниака принимал участие будущий король Норвегии Харальд III Хардрада (1015–1045/1047–1066), младший единоутробный брат св. Олафа II Харальдссона (~995–1015/1016–29/VII-1030), женатый на дочери Ярослава Мудрого (988–1017–1018; 1019–1054) Елизавете (1025~1067).