Святая
Люсия
(~283~303)
13 декабря — один из главных предрождественских
праздников в Скандинавских странах. В этот день отмечается день памяти святой Люсии
Сиракузской. В Швеции и Шведской Финляндии день святой Люсии превратился в один
из главных национальных праздников, особенно любимых населением и широко
отмечаемых в народе.
Мощи святой Люсии и серебряная маска. Один из самых
популярных объектов кражи в Венеции. Их пытались похитить в 1867, 1949, 1969 и
1981
Святая Люсия (Лючия,
Луция, Лукия, Santa Lucia) Сиракузская —
раннехристианская мученица. Имя происходит от латинского ‘lux’
— ‘свет’. Была дочерью богатого римского гражданина из Сиракуз, Сицилия. Жила
на рубеже III и IV вв. нашей эры, в эпоху
последних (диоклетиановских) гонений на христиан. Её отец рано умер, а мать,
которую звали Евтихией, захотела выдать дочь замуж. В те времена ещё не было
монастырей, но многие благочестивые христиане уже принимали обет безбрачия. Так
и поступила Люсия. Мать сначала была против, но,
страдая кровотечениями, она излечилась от них в
Катании, на могиле святой Агаты († 5/II-251), житие которой во
многом напоминает житие св. Люсии, и тогда согласилась с решением дочери.
Отвергнутый жених Люсии возбудил против неё преследование. Судья Сиракуз
Пасхазий хотел отдать её в публичный дом, чтобы её там насиловали до смерти, но
ни повозка, запряженная быками, ни тысяча мужчин не могли сдвинуть Люсию с
места. После этого Люсия была подвергнута пыткам. Вокруг неё развели костёр и
поливали её кипящим маслом, но пламя отступило. У неё вырезали глаза и
умертвили её, перерезав горло кинжалом. Останки св. Люсии были погребены в
катакомбах Сиракуз, которые ныне носят её имя. В 1040 году они были похищены
освободившим город от арабов византийским полководцем Георгием Маниаком[MVV1] († 1043) и увезены в
Константинополь, а оттуда в 1204 (после того как крестоносцы разграбили
Константинополь в ходе IV Крестового похода) в
Венецию. Там она была похоронена в церкви Святой Люсии. В 1860 году церковь
была снесена при постройке железнодорожного вокзала Санта-Лючия. Мощи были
перенесены в близлежащую церковь святого Иеремии и святой Люсии. В 1935 году
для её головы была изготовлена серебряная маска. В Сиракузах над катакомбами, в
которых была первоначально погребена святая, воздвигнута церковь
Санта-Лючия-фуори-ле-Мура, алтарный образ в которой написал Караваджо. До сих
пор в стене церкви показывают дыру, через которую, по преданию, Георгий Маниак
вынес из храма мощи св. Люсии. В кафедральном соборе Сиракуз в одной из боковых
капелл помещена часть мощей (кисть) Люсии, возвращённая из Венеции. Вместе со
святыми Розалией и Агатой Люсия является покровительницей Сицилии. Кроме того,
она считается покровительницей слепых и помогает при болезнях глаз.
Покровительствует святая Люсия стекольщикам, кучерам, пряхам и раскаявшимся блудницам.
Санта Лючия. Картина итальянского художника Доменико
ди Джакомо ди Паче Беккафуми (1486-1551).
В руке девушка держит чашу с собственнымим глазами, которые собирается
отправить незадачливому жениху
Как же попала эта
итальянская святая на север Европы? Как и многие другие нынешние
религиозные традиции Скандинавии, история эта восходит к началу XVI
века, ко
временам Реформации. Одним из главных положений протестантизма стал отказ от
культа святых, который воспринимается как пережиток язычества. Под запрет в те
времена ригорической реформации попал и святой Николай Чудотворец, который ещё
со времён средневековья стал одним из патронов Рождества. Ведь Никола Зимний
празднуется 6 декабря. Со временем протестанты забыли о своём религиозном
ригоризме и вновь вернулись к святому Николаю. Санта Николаус превратился в
Санта Клауса, а потом и просто в Санту. Все уж и забыли давно, что у забавного
рождественского старичка-волшебника был вполне конкретный исторический прототип
— епископ, живший в IV веке в Малой Азии… Но во времена, когда Реформация была ещё новостью, когда
Европа сотрясалась от религиозных войн между католиками и протестантами,
ситуация была совсем иной. Вместо привычной фигуры святого Николая в
рождественских представлениях решили изображать младенца Иисуса. Обычно его
роль играла маленькая девочка, одетая в белое платье. На родине Реформации — в
Германии — эта традиция не прижилась. Но в Скандинавии неожиданно обрела
всенародную популярность. Не даром ведь имя ‘Люсия’ происходит от слова ‘свет’,
а света этого ох, как не хватает в долгие северные зимы…
В каждом шведском
городке, в каждой деревне, 13 декабря разыгрывается мистерия. Люсию изображает
девушка, облачённая в белое платье, перепоясанное красным поясом. Белый цвет
означает невинность, красный — мученичество. На голове у Люсии корона из
горящих свечей. Корона символизирует нимб, свечи — свет. В городах и школах
проходят выборы «святой Люсии». После торжественной службы в церкви проходит
шествие или выезд святой Люсии. Во времена, когда север Европы жил ещё по
юлианскому календарю, день святой Люсии приходился на время, близкое к зимнему
солнцестоянию. Многие исследователи считают, что и здесь, как во многих других
случаях, произошло слияние христианской и языческой традиции. Возможно, в
стародавние времена во время солнцестояния или юля, как называют его германцы,
сжигалась символизировавшая зиму кукла, чем-то напоминавшая славянскую
Масленицу. Год поворачивал на весну. Так что образ девушки со свечами на голове
пришёлся здесь очень кстати… Любопытно, что в обиходе наряженные Люсиями
девушки ведут себя подобно тому, как наши ряженые во время колядования. После шествия
и исполнения гимнов они собирают праздничные пожертвования у зрителей, переходя
из дома в дом.
Санкта Люсия,
В чудном мерцаньи,
В зимнюю ночь дари
Света сиянье!
Нас унося в мечтах,
Словно на крыльях,
Вспыхнет твоя свеча,
Санкта Люсия.
Нас унося в мечтах,
Словно на крыльях,
Вспыхнет твоя свеча,
Санкта Люсия.
В белом ты к нам вошла,
Дева святая,
О Рождестве Христа
Напоминая.
Нас унося в мечтах,
Словно на крыльях,
Вспыхнет твоя свеча,
Санкта Люсия.
Нас унося в мечтах,
Словно на крыльях,
Вспыхнет твоя свеча,
Санкта Люсия.
†
|
|
|
[MVV1]Из описания Георгия Маниака, данного византийским
историком Михаилом Пселлом: "Его рост достигал чуть ли не трёх метров, и,
чтобы смотреть на него, людям приходилось закидывать головы, словно они глядели
на вершину холма или высокую гору; его манеры не были мягкими или приятными, но
напоминали о буре; его голос звучал как гром; а его руки, казалось, подходили
для того, чтобы рушить стены или разбивать бронзовые двери. Он мог прыгать как
лев, и его хмурый взгляд был ужасен. И всё остальное в нём было чрезмерным. Те,
кто его видел, обнаруживали, что любое описание его, которое они слышали, было
преуменьшением". Этот полководец прославился тем, что в последний раз
отвоевал в 1038–1040 гг. для Византии Сицилию у арабов. Между прочим, в
экспедиции Георгия Маниака принимал участие будущий король Норвегии Харальд III Хардрада (1015–1045/1047–1066),
младший единоутробный брат св. Олафа II
Харальдссона (~995–1015/1016–29/VII-1030),
женатый на дочери Ярослава Мудрого (988–1017–1018;
1019–1054) Елизавете (1025~1067).