Города
Финляндии
Котка
Часть первая
На гербе Котки на синем фоне
изображён летящий золотой орёл, держащий в лапах серебряные морской якорь и
кадуцей. Орёл иллюстрирует название города (‘kotka’ — финск. ‘орёл’). Орлы или, точнее, рыбоядные
орланы-белохвосты, действительно встречаются в этих краях по берегам Финского
залива. Якорь символизирует военный морской порт Роченсалми, который стал
предшественником города, а жезл Меркурия или Кадуцей — символ торговли,
благодаря которой Котка стала городом
Городские права Котка получила сравнительно поздно — указом императора
Александра II в 1878 году. Однако в историю
русско-шведских отношений эти места вошли гораздо раньше. Примыкающая к нынешней
Котке акватория носит характерное и довольно загадочное наименование ‘Ruotsensalmi’ — ‘Руотсенсалми’ или, как говорили в старину, ‘Роченсалми’, т.е.
‘Шведский пролив’ или ‘Свенксзунд’.
С историей российского флота
окрестности Котки оказались связаны навсегда в ходе предпоследней
Российско-шведской войны 1788–1790 гг. Это была очередная попытка шведов
отвоевать обратно всё то, что захватил у них Пётр в ходе Великой Северной
войны. И главная, но, увы, не слишком удачная попытка царствовавшего тогда в
Швеции Густава III войти в число великих
монархов-воинов, таких как Карл XII или
Густав II Адольф. Помимо сухопутных войск и
корабельных флотов в той войне принимали участие малые или шхерные флоты — так
называемые флоты архипелага. Два сражения между русским и шведским шхерными
флотами произошли в проливе Роченсалми в 1789 и 1790 годах. В первом из них
победил русский флот под командованием принца Нассау-Зигенского. Но вот во
втором победа осталась за шведами. Русский галерный флот был уничтожен
практически полностью. Екатерина говорила, что такой пощёчины Россия не
получала со времени поражения под Нарвой. Эта победа оказалась для шведов
неожиданностью и позволила Густаву III заключить с Россией мир без урона для собственного авторитета.
Александр Рослин. Портрет короля
Швеции Густава III (24/I-1746–12/II-1771–29/III-1792)
Война закончилась вничью; ни одна из сторон
не получила никаких территориальных приобретений. Однако для российского
правительства стала очевидной необходимость защиты Петербурга от возможного
нападения со стороны Швеции. Формируется так называемая трёхпортовая система
обороны Петербурга, согласно которой город должны были защищать три линии
расположенных на территории Русской Финляндии крепостей. Для перестройки старых
шведских крепостей и строительства новых в Русскую Финляндию был откомандирован
Александр Васильевич Суворов. Несколько фортификационных сооружений им было
возведено в районе нынешней Котки, который превратился в главную базу русского
флота в Финляндии. Впоследствии приморские крепости серьёзно пострадали в годы
Крымской войны в результате английских бомбардировок. Новый толчок для развития
территорий, расположенных в низовьях реки Кюми-йоки дала эпоха
индустриализации. Одно из главных богатств Финляндии всегда составлял лес. Во
второй половине XIX столетия начались массовые вырубки в
центральной части страны. Срубленный лес сплавляли по рекам к морю. В низовьях
рек — в том числе и на многочисленных протоках Кюми-йоки — стали появляться
лесопилки, а затем и более солидные древообрабатывающие предприятия. Так
появились предпосылки к тому, чтобы Котка стала городом.
Памятник Хансу Гутцайту (Hans Gutzeit) (1836–1919) на мысу Мериниеми близ парка Сапокка в
Котке. Ск. Маркку Хирвеля, 1999
Предпринимателем,
превратившим остров Коткансаари в одну из крупнейших промышленных зон Финляндии
стал Ханс
Гутцайт (1836–1919) Гутцайт был сыном выходца из Германии Фридриха Вильгельма
Гутцайта († 1871), который ещё в 1850-ые годы основал в Норвегии первую паровую
лесопилку. Ханс пошёл по его стопам и стал крупнейшим организатором
деревообрабатывающего бизнеса в Финляндии, основателем компании Энсо-Гутцайт,
история которой начинается с острова Коткансаари. В начале 1872 в Христиании
(ныне — Осло) Ханс основывает предприятие «W. Gutzeit & Compаny», весной того же
года распродаёт активы в Норвегии, в мае грузит машины и около сотни опытных
рабочих с семьями на барк «Амазон» и следует в сторону Котки. Уже в августе
1872 новая «Норвежская лесопилка» Гутцайта в Котке была под крышей, а 16 ноября
произошло торжественной открытие предприятия, которое стало самым современным
для своего времени в Финляндии.
Сегодняшняя Котка — это
живописный приморский город, разбросанный на островках в низовьях Кюми-йоки и примыкающих
частях материка. В состав города входит вытянувшийся вдоль трассы
Санкт-Петербург — Хельсинки посёлок Кархула. Котка — город парков и крепостей.
Крепости
Самое значительное из фортификационных сооружений Котки — это крепость
Кюминлинна, выстроенная на пересечении дороги Королевских Курьеров с
центральным руслом реки Кюми-йоки. В 1790 году Суворов возвёл на этом месте
совсем небольшую крепость диаметром 200 м. В начале XIX в. на месте этого скромного сооружения состоявший на русской службе
голландец Ян ван Сухтелен построил крепость в 6 раз большую. Новая Кюминлинна
до сих пор считается самой большой полевой
крепостью в мире.
Крепость Кюминлинна. Куртины,
бастион и главные ворота с изображением
герба, напоминающего герб Котки. Только вместо скрещенных якоря и кадуцея здесь — перекрещивающиеся пушечные
стволы
Кюминлинна — крепость
бастионного типа. Она, действительно, очень велика, настолько, что её сложно
охватить взором или запечатлеть на фотографии. Территория внутри крепости до
сих пор принадлежит военному ведомству. Впрочем, смотреть там практически не на
что. Но вот полюбоваться вытянувшейся вдоль местного шоссе и железной дороги
крепостной стеной вкупе со предстенными укреплениями безусловно стоит.
Руины форта «Елизавета» на острове Вариссаари
Ещё две крепости расположены
прямо в проливе, на островах, и защищают подходы к Котке со стороны моря. Это форты
Слава и Елизавета. Летом из гавани до них можно добраться на
прогулочном катерке. Ещё одна морская крепость — форт Екатерина — располагалась
когда-то на южной оконечности города. Как и островные крепости, она сильно
пострадала в годы Крымской войны, но — в отличие от них — так и не была пока
восстановлена. На территории форта Екатерина создаётся сейчас один из самых
необычных в Котке — Морской парк.
Батарея форта «Екатерина»
Ещё один парк или, скорее,
сад расположился на территории другой небольшой прибрежной крепости — редута
Котка. Это сад Ароматических растений, приспособленный для посещения
слепыми — ведь при отсутствии зрения мир запахов становится особенно важен.
Пороховой погреб конца XVIII века близ форта «Екатерина»
Парки
Котку называют городом парков не только потому, что парков здесь много, но
и потому, что все они не похожи друг на друга, у каждого — своё, неповторимое
лицо.
Парк Сибелиуса расположен
в самом центре города, на пересечении Центральной улицы — Кескускату и
Руотсинсалменкату. Он был спроектирован ещё в 30-ые годы, в эпоху расцвета
раннего функционализма архитектором Паулем Олссоном (1890–1973).
Сравнительно недавно идеи эти были осуществлены. Один из главных акцентов парка
— пирамидальные тополя. В центре — фонтан, украшенный фигурами двух орланов,
занимающихся рыбной ловлей.
Фонтан «Орлы» (Kotkat). Скульптура орланов-рыболовов создана в 1955 г.
замечательным финским скульптором-анималистом, охотником, любителем природы и
таксидермистом, проработавшим многие годы в Хельсинкском музее Естественной
истории Юсси Мянтюненом, известным петербуржцам по изваянию лося на эспланаде в
Выборге
Самый знаменитый из парков
Котки — это разбитый среди прибрежных скал у гавани Vesipuisto — Водный парк или парк Sapokka. Название происходит от небольшого заливчика, который по форме напоминает
сапог. Морская вода, действительно, играет ведущую роль в жизни парка. Она
плещется у подножия скал и низвергается с их вершины искусственным солёным
водопадом.
Водопад и азалии
На вершине скалы, у истоков водопада собрана
коллекция характерных для Финляндии горных пород. При этом каменные блоки
стилизованы под условных орлов — вновь обыгрывается значение слова 'Котка'.
Чуть выше, за зданием Навигационной школы, приподнимается над скалой площадка
обзорной вышки, с которой открывается вид на Роченсалми и острова. Вышка
построена на фундаменте возведённого ещё в XVIII в. маяка.
Каменные орлы
Морская школа провинции
Кюменлаксо и вид на пролив Роченсалми
Руины крепостного маяка
Роченсалмского порта (конец XVIII в.), превращённые в обзорную
площадку
Подъём на обзорную площадку
На узком прибрежном пространстве, под
скалой, сконцентрировано огромное количество декоративных кустарников, деревьев
и цветов. По-этому, особенно хорош парк поздней весной, ранним летом и в период
золотой осени. Впрочем, графичность гранитных скал, контраст между белизной
снега и чёрным цветом оголённых древесных стволов вкупе с серой хмарью,
поднимающейся с залива, делают незабываемыми даже зимние прогулки по Сапокка. А
вечернее освещение и грамотно выстроенная подсветка позволяют посещать парк по
ночам.
Азалии
Рододендроны
Тюльпаны пробиваются сквозь
заросли роджерсии или Astilboides tabularis
Fothergilla major
Магония и рябчики
Рябчик шахматный (Fritillaria meleagris)
Украшением парка стали
созданные современным финским скульптором-анималистом Ханнеле Кюлянпяя (Р.
1948) бронзовые фигурки животных. Это выглядывающая из воды голова нерпы или
застывшая в возмущённой позе на камне дикая кошка, всматривающаяся в камыши
куница или неведомый представитель птичьего царства, напоминающий навеки
истреблённого двуногими варварами додо.
Бронзовые звери Ханнеле Кюлянпяя
Японский уголок
Ночная подсветка в парке Сапокка
Самый молодой из парков Котки
— это формирующийся на наших глазах возле форта Екатерина Морской парк. Впечатление от полуразрушенных
крепостных стен дополняется здесь немного унылым пейзажем слегка заболоченного
морского берега и выходами приглаженных ледником плоских гранитных скал. На
поверхности одной из них выложена из каменных булыганов копия лабиринта из
Шартрского собора.
Копия лабиринта из собора в
Шартре (1194–1220), Франция
Молочай болотный (Euphorbia palustris)
От парка Сапокка до Морского парка можно дойти по стелящейся вдоль моря
Екатерининской тропе. Она идёт вдоль подножия гранитной скалы мимо
циклопических валунов, выныривая к городскому пляжу и пересекая по мосткам
заболоченные участки. И почему-то совсем не удивляешься, когда на одном из этих
камней видишь вдруг оставшуюся, быть может, со времён Крымской войны табличку с
надписью на английском языке: «Here ends Europe»: «Здесь кончается Европа».
Екатерининская тропа. Здесь
кончается Европа
Напротив городского стадиона
раскинулся Парк Фуксий. Правда, самое сильное впечатление производят в нём
не фуксии, а гигантские многолетние клематисы с толстыми, одеревенелыми
стволами, обвивающимися о подобные беседкам опоры.
Гигантские клематисы с неотмирающими на зиму
одревесневающими стеблями в Парке Фуксий
Азалии в парке Фуксий
Храмы
Старейшая из церквей Котки — это православная церковь св. Николая
Чудотворца, возведённая 1799–1801 гг. по проекту адмиралтейского архитектора
Якоба Перрини для базировавшихся в
Роченсалми русских моряков. Возведена она в стиле провинциального классицизма
и, кажется, будто перенесена в Финляндию из глубинной Росси некой загадочной
тайной силой. Предание гласит, что в ходе Крымской войны в 1855 г. англичане
хотели разрушить церковь. И тогда грудью на их пути встала пожилая женщина,
100-летняя полковница Мария Пурпур. И враг спасовал.
Церковь св. Николая Чудотворца.
Архитектор Яков Перрини, 1799–1801
Памятник Марии Пурпур. Скульптор
Юта Эскель, 1999
Старинное русское морское
кладбище у стен Никольской церкви
На окраине Кархулы
расположена лютеранская церковь, построенная в середине XIX века в классическом стиле по проекту знакомого многим по Хельсинки
архитектора Карла Людвига Энгеля. Этот
монументальный слегка приземистый храм как будто вырастает из проросшей соснами
гранитной скалы.
Церковь Кюми. Построена по
образцовому проекту К.Л. Энгеля (1788–1840) в 1850–1851 гг.
Интерьеры церкви Кюми. Алтарный образ
«Христос в Гефсиманском саду» создан в 1865 г. художником Берндтом Годенъельмом
(1799–1801)
Барельефы «Рождество» и «Пастырь
Добрый»
Главная лютеранская церковь
города была возведена в 1898 г. по проекту Йозефа Даниэля Стенбека. Построивший немало храмов на
территории юго-восточной Финляндии Стейнбек первые свои постройки возводил в
рамках модной в те годы в Европе неоготики. Затем перешёл к модерну или
финскому национальному романтизму. Церковь в Котке стала переходной в его
творчестве и соединяет элементы обоих стилей.
Главная церковь в Котке.
1897–1898. Алтарная часть. Архитектор Йозеф Даниэль Стенбек (1854–1829)
Главная церковь в Котке. Башня. Готические капеллы. Боковой
перспективный портал. Розетка.
В рамках деревянного модерна
было возведено в начале XX
столетия выходящее на Центральную улицу или Кескускату здание Свободной
евангелической церкви. Эта протестантская деноминация харизматического толка
объединяет лютеран, недовольных традиционализмом господствующей Лютеранской
церкви.
Свободная евангелическая церковь
Котки. Арх. Артур Гауффин, 1914
Последняя из церквей Котки,
построенная уже в наши дни — это расположенная неподалёку от домика Александра III ярко-функционалистическая Лангинкоскенкиркко.
Церковь Лангинкоски. Архитектор
А.О. Бенгтс, 1963
|
|