«ЛЕПЕТЫ» или ФАНТАСТИЧЕСКИЙ
РАССКАЗ
Стихи Михаила Владимирова, как говорится, не для первого прочтения,— для третьего. Я имею в виду, что они воспринимаются не сразу. Их художественный лейтмотив затенён, он теряется среди унылого нагромождения изощрённых интеллектуальных образов. И дело не только в том, что «там было много новых слов», но и в самой манере его образной речи.
Мне посчастливилось слышать эти стихи в талантливом исполнении автора. Готов поспорить, что при восприятии на слух, они только выигрывают. Авторская декламация одушевляет их напрямую, не дожидаясь пока замороченный разум продерётся сквозь тенета смысла.
Однако, если рассматривать творчество Михаила Владимирова в хронологической последовательности, сравнивая не только стихи, но и книги (или тетради) в порядке их возникновения, можно заметить явные признаки становления и развития его поэтического голоса. И если стихи Владимирова, опубликованные в альманахе «Имя», можно легко перепутать со стихами Александра Олейникова, с его тяжеловатым «русизмом», то в «Лепетах», которые я собираюсь рассмотреть подробнее, поэт уже узнаваем, его голос становится твёрже, уверенней. Манера письма делается тоньше, образы — определённей, яснее. Надеюсь, что автор, вслед за Пастернаком, сможет «впасть к концу, как в ересь, в неслыханную простоту».
А пока...
Меня считают дотошным и щепетильным критиком, въедливым и даже ехидным, примерно таким же циником, как герой рассказа Ильи Варшавского — робот-шутник, выискивающий в произведениях классиков ошибки и недочёты. Не буду сейчас распространяться насчёт обоснованности такого мнения.
Просто мне взбрело в голову, что искусство критика — это, в сущности, искусство конферансье, то есть умение квалифицированно заполнять паузы, так что я не обольщаюсь и не расстраиваюсь по поводу оценок моей работы. Критик не может претендовать на первую роль, впереди автора.
Рассматривая сборник «Лепеты», я решил комментировать общее через частности, иными словами, иллюстрировать конкретные примеры своими выводами. Возможно, что любой другой любознательный читатель найдет другие примеры или даже сделает отличные от моих, собственные выводы. Что ж — это очко в его пользу и еще один плюс автору стихов.
Приятно заметить, что его скромность говорит сама за себя в выборе названия сборника. Название, кстати, фонетически перекликается со словом «Лепты», которое, в свою очередь, удивительным образом подходит этой книге.
Первое, что бросается в глаза при изучении ее композиции — это, конечно, начало. Хорошенькое наставление «в поте пишущим, в поте пашущим» декларируется в первом же стихотворении, открывающем сборник:
Писать? — О чём?
Зачем? Кому?
Губить бумагу, гнать волну...
Мол — «хорошо ты, Илюша, пишешь, но зачем ты пишешь?» Я рад, что автора волнует вечная тема назначения творчества. Но зачем же такая сверхскромность?
И всё — в компост, и
все — в навоз,
И всё — к чертям, коту под хвост.
При всей многоступенчатой развернутости метафоры — «Скрипи, скрипи перо, переводи бумагу...», этой вещи нéсколько не хватает экспрессии. Что-то неуловимо роднит ее с тяжёлой лирой Ходасевича.
Пожалуй, начиная с такого самообличения, автор намеренно принижает достоинства своего труда, чтобы последующими стихами опровергнуть своё утверждение. Представьте на минуту, что это стихотворение стоит в сборнике последним. Иной читатель, прочитав его, вполне способен последовать авторскому совету. Но... любой хороший игрок скрывает свои силы от достойного соперника и даже специально демонстрирует свои мнимые слабости, вводя его в заблуждение.
Надо сказать, что темы первого стихотворения Владимиров уже касался в сборнике «День». На этот раз он своеобразно развивает её, как бы посмотрев на дело с другой стороны в стихотворении «Поэт». Здесь герой или автор делает поразительное открытие о сбываемости поэтических предвидений, о котором говорила ещё Марина Цветаева, и даже пытается безуспешно помешать ходу вещей:
Написал и испугался.
Вдруг будет так?
Спрятал.
Показывать нельзя никому!
А если найдут?
Сжёг.
*
И стало так.
Я не знаю, земля
кружится или нет.
Это зависит – уложится ли в строчку слово,—
считает Велемир Хлебников.
Мне кажется, что эту вещь можно было бы закончить строками из стихотворения Игоря Капорского:
Спросили — не страшно
так?
Страшно, но лучше так.
Но это всё — философия, на самом деле все ассоциации только доказывают боговдохновенность строк Михаила Владимирова или на худой конец — закономерность всех земных событий, связанных невидимыми узами тонкого мира.
Однако, вернёмся к вопросу о композиции. Древние считали, что в книгах должны быть чистые страницы для того, чтобы ум читателя отдыхал на них от напора впечатлений. В наши дни для этого «разбавляют» сильные стихи — слабыми.
Думаю, Владимиров для этой цели использует цикл «URBS». По-моему, именно сюда он включает все вещи, которые его чем-то не удовлетворяют. Например, в первом трёхстишии, по форме напоминающем хокку, ему, по-видимому, не нравится тема:
Рыбка плывёт по
канализационной трубе.
Дохлая рыбка.
А кому же ещё жить в
канализации?
Хотя тема сточной канавы не впервые занимает отдельных мастеров нежной словесности, тем не менее, глагол "жить" как-то поэтизирует ситуацию. Если бы автор сделал рыбку еще и золотой, это повысило бы курс его поэтических векселей на символической бирже.
Вторая миниатюра ставит в тупик необъяснимостью определения "бафомет":
Взгляду некуда упасть.
Бафомет похитил
власть...
Я уже намекал на чрезмерное использование незнакомых большинству читателей слов в начале статьи. Так и ждёшь, что в конце сборника обнаружатся примечания, где плохоэрудированная серая масса стихолюбов прочтёт, что означает "мошень", "дератизация" или "мицелий". Но, судя по всему, автору действительно «суета сознанье ест», и он забывает об этом небольшом нюансе. Надо сказать, что незнание значения того или иного слова затрудняет восприятие поэтического смысла. Взгляд застопоривается, поневоле начинаешь соображать — неологизм это или иностранное слово. Не у всех же такая высокая языковая культура. Слава Богу, есть словари!
В третьей вещи роль недочёта отводится двусмысленности — «слеза стекла», легко исправляемой на более банальное «слеза упала» исключением из строки союза "и".
Четвёртый опус вторичен, и, не только судя по эпиграфу, известным мультфильмам и карикатурам. «Алюминиевые огурцы на брезентовом поле» Виктора Цоя звучат тоньше и выразительней чем «железный лес» и «свинцовый терем». Хорошо, что автор на поиски этих прелестей современной цивилизации отсылает нас в Москву, признаваясь, что именно там написано сие произведение. Мне, как патриоту своего города, приятно надеяться, что в Петербурге дела обстоят несколько иначе.
Не буду утверждать, что все черты поэтики Владимирова, подмеченные мной в цикле «URBS» — повальные и характерные.
Должен заметить, что в целом стихи Владимирова технически совершенны, и он представляется мне человеком, знающим теорию поэзии, так сказать, подкованным. Однако, бывают и "прорухи", в основном по части благозвучия. Правда, надо признать, что они проносятся «как искорки – мгновенья» из замечательного стихотворения «Я человек вечерних откровений...» А остающийся еле ощутимый запах "каки" быстро выветривается.
Говоря о школе и мастерстве Владимирова, я имел в виду и то, что большинство его опытов попадают в категорию «поэзия», а не являются просто стихами, то есть в лучшем случае зарифмованной прозой, как, например, его стихотворение «Я теперь богатый...» Эту вещь можно принять только за ученическую "гамму" — опытное написание в таком, знаете ли, частушечно-народном стиле. Посудите сами, какие чувства может пробудить или какой хотя бы меркантильный интерес может вызвать бесконечная констатация того факта, что в рубле — сто копеек, пятьдесят двушек и так далее. И даже «тысяча пылинок счастья» не спасают эту вещь от безличности и банальности. Рублевладелец даже теперь, при цене 3 000 рублей за буханку хлеба вполне может оказаться богаче нового русского с валютным счетом в швейцарском банке, только вот беда — этим никого не удивишь. Эта истина известна еще со времен Евангелия.
Появился повод упомянуть об одной черте, об одном тайном пунктике М.В. Я говорю об использовании им архаических славянизмов и полунеологизмов на их основе, а также расцвечивание своей поэтической речи какими либо бытовыми или жаргонными словами, что придает стихам определённый заскорузло-лапотный характер, ущемляя благозвучие. Так или иначе, в этом есть индивидуальность. Прорыв прапамяти в настоящее. Попытка писать современные стихи, воскрешая к новой жизни стародавние слова. Пример такого рода:
Миром сердце умастить,
В облацех опочивать.
И когда-нибудь тебя
В синей звездочке узнать —
из стихотворения «Провалиться в древний Рим...» говорит о приверженности автора к русской идее, о том, что Рим (по крайней мере — третий) — это Москва, потому что, провалившись туда, герой заговорил на церковно-славянском.
Правда, автор скрывает — кого он надеется узнать в синей звёздочке. Но, идя неисповедимыми путями ассоциаций, можно догадаться, что это его возлюбленная. Вообще любовная лирика Владимирова — особый разговор.
В принципе на душу содержания любовных строк приходится не так много, а чаще и совсем не приходится. Владимиров — философ, а не лирик.
Например, в триптихе, озаглавленном по неизвестной причине «Стихотворение про стихотворение», о любви — только одна строчка в первой части: «Любимая безумно далека...» Этот триптих буквально разорван пополам своей второй частью. Первая и третья — это философичные, утонченные и лиричные стихи, похожие на китайские танки (не путать с боевыми машинами!). В них — то же соединение бытового и вечного, та же краткая и ёмкая форма, те же аллегорические параллели с природой.
Шел по дороге.
Думал о картошке...
О том, что заработок мал,
Любимая безумно далека,
А время беспощадно...
И вдруг — шальная бабочка в лицо...
Правда, многословность последних двух строк:
В глаза, и в нос, и в
рот,
И в уши... Крыльями
несколько портит это восьмистишие. А в третьей заключительной части не совсем ясно, кто «глотал свободу жадными глотками».
Шёл по дороге
И глазами хлопал.
Заполз за шиворот
Бродяга-муравей.
Глотал свободу
Жадными глотками...
О центральной миниатюре не хочется говорить. Она весьма подозрительна не только по "ритму" и "духу", но и по цвету:
Миг услады
Ритмы ада.
........
В вареве довольно зла
Духа спермы и козла...
Хотя в данном случае можно свалить все на действительно больную голову:
На стене потек
багровый.
Чёрно-жёлтые слова.
Разболелась голова...,
тем не менее, хочется подсказать автору, что чёрно-жёлтые слова чем-то напоминают мёртвых пчёл из знаменитого гумилевского «Слова».
Загадочно по содержанию стихотворение «Измена», в котором философия подминает любовную тему.
Изменю с рекой.
Изменю с дождем.
Проливной Содом,
Серный дождичек.
С первых строк становится ясно, что это — откровение мистика. Если рассуждать примерно так, как Святой Франциск, и называть лес — братом, а лису – сестрой, то разговор об измене с рекой кроме переносного приобретает и прямой смысл прелюбодеяния. Однако, из пучины греха замаскированный, таинственный лирический герой поднимается «сквозь сквозной налой» до уровня свечи, горящей перед Богом, и начинает задумываться о «конце времён» — об Апокалипсисе. «Распоюсь о Нём», — пишет Владимиров, употребляя местоимение с заглавной буквы, не известно для какой цели. Хорошо, что стихотворение не закончено. Многоточие в конце дает возможность оптимистам надеяться, что «конец времён» наступит еще не скоро, а, может быть, и не будет окончательным и бесповоротным.
Таким образом, любовь к женщине через философские экзерсисы подменяется любовью к природе отнюдь не на платоническом уровне. Правда, почему-то Владимиров избирает обратный естественному ходу вещей порядок расположения стихов, посвященных различным фазам этого чувства. И брак у него заключается после «Измены». Я имею в виду стихотворение «Брак», где автор рисует отрадную картину ступенчатого бесконечного породнения с природой:
Отдаться листьям и
цветам,
Пусть головы венчают
нам.
.........
Отдаться веткам и
шипам,
В лицо и в грудь пусть
хлещут нам...
Отдаться звонким комарам...
и т.д. Чувствуете внутреннее родство с Николаем Заболоцким? Только Владимирову немного не хватает слов, откуда и возникает многоречие. И, все же, эта вещь хороша, как вещь в себе.
На этом стихи о любви к природе-женщине не иссякают. В стихотворении «Дерево» герой (автор), вступая в сексуальные отношения, перевоплощается в коренного представителя флоры:
Войду в тебя и
прорасту.
Корнями сердце,
печень, почки
Обследую и обхвачу...
Атмосфера стихотворения наполнена своеобразной анималистически чувственной образностью:
Ногами ноги оплету,
Рука в руке, сосок к
соску...
Эротичность тяготеет к натурализму. Возможно, стихотворение посвящено поэтессе Татьяне Вольтской, помните:
Я – береза, ты – ветер
вдруг
Всю охватишь –
сомкнутся ветки...
Хочется упомянуть еще об одной черте, отличающей стихи талантливых самородков от примерных, но бездарных учеников официальной советской поэтической школы. Не буду огульно укорять их в неспособности к новаторству и оригинальности, за то, что их творческий потенциал «оскопили» классическими шаблонами. Но у всех самоучек ощущается то преимущество степеней свободы, которое даёт человеку только хроническая нелюбовь к рамкам и законам. Стихи «отличников» отличаются некоей безликой гладкостью и отшлифованностью, словно созданы по закону красивости или, если хотите, круглоты фразы. Такого закона большинство «дилетантов» не ведает. Потому-то у них больше возможностей создать или открыть — новый мир.
Например, стихотворение Владимирова «Поэт и публика» — истинный шедевр. Традиционность темы — отношений поэта и толпы не умаляет достоинств её нового свежего решения. Поэт здесь предстаёт дурачащимся дураком, вроде божественного жонглёра Франциска Ассизского, а толпа соответственно — адом.
Голый дурак, круглый
дурак,
Вот вам так!
Голый король сам знает о своей наготе и, не стыдясь её, бросает развлекающейся напропалую публике свое коронное: «Нате!»
Славным стихом,
свальным грехом.
Вот он — ад!
Состоящие из волшебного сора стихи:
...тетёшки-одёжки,
Круглявые
овечки-словечки,
...идейки-индейки...
чем-то похожи на глоких куздр, штеко будлающих стадо жующих и размножающихся бокров. Остаётся только добавить еще одну последнюю строчку-строфу:
Вот это да!
Что касается влияний других поэтов на Михаила Владимирова — с этим всё в порядке. Влияния только самые лучшие: Державин, Батюшков, Гумилёв, Маяковский, Хлебников. Например, стихотворение «Валун» — прямое продолжение истории гумилёвского «Камня». Разрушитель теперь ведёт оседлую жизнь вблизи пирамид, где «мутным взглядом» наблюдает жалкие руины, не иначе как именно им разметанных когда-то дворцов.
Нос землёй забит.
Вода бежит.
....
Голова свербит.
Лишайник преет...
Не надо упрекать меня в притянутости моих логических умопостроений. Для такого сюрреалиста, как Владимиров, к любым его стихам могут быть любые толкования. Чего стоит, например, такой этюд:
...Там носятся в
надзвёздной вышине
Морские ангелы с
глазами крокодилов,
Вышагивает муха по
луне
Торжественнейшей
поступью фламина...
Что касается связи или переклички именно с Гумилёвым, то здесь можно найти даже прямое заимствование:
И так же звёздный свод
глазеет...
Кто же не читал поэму Гумилёва «Звёздный ужас». Впрочем, и в самой теме стихотворения «Идём, карабкаемся, тащимся...» довольно вяло проходит обмусоливание все той же темы «выбора» из одноименного стихотворения Гумилёва:
Всползаем медленно и
тяжко
На крыши, пики и
уступы,
Срываемся и с визгом
сыплемся...
Побольше экспрессии, дорогой Михаил! «Созидающий башню сорвётся!» Словоохотливость большая, слов мало! То-то, что лепеты.
Впрочем, не всегда.
Одно из самых сильных по скорости и динамизму — стихотворение «Весна». Соседство реального и метафизического, бытового и духовного переплетается в нем, словно лианы и ветви невидимых джунглей тонкого мира причинно-следственных связей. Игра цвета похожа на бегущую меняющую цвета радугу (кстати — один из символов Церкви). Веет детством и девственностью — «Мне купили синий-синий, презелёный красный шар». Такими красками и должен быть изображён запечатленный ангел:
Весна красна
А она синяя.
Неба — нет.
В небе прорыв в
небеса.
Образный вдохновенный язык ещё ярче акцентирует внимание на встречном движении небесного и земного миров, между которыми: «Посерёдке где-то позабыли ангела». В этой вещи ощутимее всего постепенный переход Владимирова к религиозно-духовной тематике и церковные аттрибуты естественно входят в разомкнутый круг образов, которыми он пользуется:
Вырос крест.
На реке — кряквы.
В алтаре — свет.
Нравственности в стихах Владимирова меньше, чем религиозности. Это ли не парадокс?
Заметили, что в моих размышлениях мало конкретной технической критики, больше ассоциаций на тему, так сказать — оценок смысла? Михаил Владимиров — поэт состоявшийся, и потому к его стихам возможен только такой подход.
На самом деле, получив социальный заказ на эту рецензию, я подумал: а почему бы мне не переадресовать эту работу компьютеру. Собственно я руководствовался той же мыслью, что и Валентин Катаев, нанявший Ильфа и Петрова писать «12 стульев». Лень вперёд меня родилась.
Правда, есть мнение, что пользоваться компьютером — всё равно, что бриться электрической бритвой — результат быстрый, но поверхностный. С другой стороны, компьютер — это та самая птица-говорун, отличающаяся умом и со-образительностью, и вполне возможно она могла бы привести меня к... результату.
Имеет право мой друг — Миша Владимиров на независимую экспертную оценку. К тому же, о моих критических зверствах так много болтали в последнее время.
Хотя программиста из меня не вышло, отчего и пришлось переквалифицироваться в критики, тем не менее я — убеждённый сторонник кибернетики. Как всё-таки далеко пошла «продажная девка мирового империализма»!
Один мой друг, классный специалист по вычислительной технике последнего поколения, покоритель виртуальной реальности и нелинейного письма, написал программу копирования интеллекта, нахлобучил мне на голову кастрюлю со штекерами, покрутил ручку настройки, нажал на «enter» и нате...
Так что, сия статья — дело полупроводников современного электронного мозга. А лично я, как немецкий полковник из «Белой гвардии» Булгакова, «раздеваю с себя всякие полномочия».
Ахрип Гултолпы.
P.S. Хочу извиниться за некоторую бесцеремонность
и даже бестактность бесдушного автомата.
|
|