От переводчика

 

001_s

 

 

МАГИСТРА

БРАТА ЛУИСА ИЗ ЛЕОНА

 

книга первая

 

О ИМЕНАХ ХРИСТА

 

 

Дону Педро Портокарреро[MVV1] ,

члену Совета Его Величества и

Совета Святейшей Инквизиции.

 

 

    Из бедствий нынешнего времени, которые, как представляется нам, многочисленны и тяжелы зело, есть одно, досточтимый сеньёр, из тягчайших, и заключается оно в том, что стало для людей ядом то, что служило извечна врачебным снадобьем и утешением; и это есть без сомнения ясный признак приближения конца света и близости мира к смерти, которая входит уже в жизнь. Известно ведь, что Писание, которое мы называем Святым, было записано пророками по Божьему вдохновлению, чтобы служить нам утешением в трудах жизни сей, быть чистым и верным светочем среди потёмок её ошибоки заблуждений, и чтобы для язв, которые образуются в наших душах из-за наших же собственных грехов и перенесённых нами страданий, находили бы мы там, как в самой превосходной аптеке, наилучшее лекарство. И поскольку сотворил Господь Писание для этой всеобъемлющей цели, совершенно очевидно, что и употребляться оно должно было всеми и повсеместно, а потому и написано оно было самыми простыми словами на языке, который в то время был общеупотребительным у народа, воспринявшего Писание   первым.   А  уже  затем,   когда   вместе  с   благой   вестью   Иисуса  Христа  разошлось  и распространилось это сокровище среди людей, было оно переведено на многие языки, почти что на все из употреблявшихся широко в те времена, дабы смогли им насладиться все. И случилось так, что в первые времена Церкви и многие годы спустя было большим грехом для каждого из верных не заниматься усердно изучением и чтением Божественных Книг. И клирики, и те, кого мы зовём мирянами, как учёные, так и те, кто едва разбирал по складам, уделяли этим занятиям столько внимания, что прилежание людей простых подстёгивало усердие тех, кто являлся учителем по призванию[MVV2] , — я имею в виду священников и епископов, которые по обыкновению читали в своих церквах народу Святое Писание почти что целыми днями, с тем чтобы частное чтение, которым каждый занимался у себя дома, освещённое светом публичного исповедания и как бы направленное устами учителя, было очищено от ошибок и наставлено на путь всё возрастающих успехов. И успехи эти, по истине, были велики, когда управление было хорошим; и плоды были достойны посева, и это известно всем, кто знает что-либо об истории тех времён. Но, как я уже говорил, то что так хорошо само по себе, и что было так полезно в те времена, может послужить ныне, как показывают многие печальные события наших веков и опыт наших великих несчастий, лишь источником многих бед[MVV3] . И тогда те, кто управляет Церковью, после долгих размышлений приняли, вынужденные обстоятельствами, точное и обязательное к исполнению постановление, предписывавшее не выпускать книги Священного Писания на простонародных языках[MVV4] , так чтобы непосвящённые не могли их прочесть; и, в результате, теперешний простой и необразованный народ либо не ведает о заключённых в этих Книгах богатствах, либо не может эти богатства как следует употребить.

    И если кто-либо удивится, как будто тут и впрямь есть, чему удивляться, что среди людей, исповедующих одну и ту же религию, одна и та же вещь в былые времена приносила пользу, а теперь приносит вред, и если захочет он постичь происхождение этого зла, узнав об его истоках, я скажу ему для начала, что основных причин тому две: невежество и высокомерие, и более высокомерие, чем невежество, и что впали мало помалу в эти грехи христианские народы, забыв о первоначальной своей добродетели. В невежестве повинны те, в чью обязанность входит изучение и разъяснение этих Книг, а в высокомерии кроме них и все прочие, хотя и различным образом; ибо одним высокомерие, чванство, самонадеянность и звание учителей, которое они себе незаслуженно присвоили, ослепили глаза, чтобы они уже не замечали своих ошибок и не могли понять, что неплохо бы и им немного подучиться тому, чего они не знают, и что давали обет знать; а другие таким же образом не только оставили всякое стремление усвоить как-то эти Книги и содержащиеся в них знаки, но и уверились в том, что и без того могут их понять и объяснить. Таким образом, народ стал мнить себя учителем, а те, кто должны были стать учителями, стать ими не смогли, и свет превратился во тьму, а простые люди при чтении Писания получили возможность допускать во множестве самые пагубные ошибки, которые стали открываться и распространяться по свету одна за одной.     

          К тому же, если уж клирики предоставили Писание людям несведущим, они могли бы по крайней мере утвердить его в их помыслах, сознании и представлениях, и тогда меньше оставалось бы причин для огорчения, ибо учителя уподобились бы небесам, исполненным силы и богатства, которые исходят от святой Книги, а отсюда с необходимостью воспоследовало бы и добро для малых сих, ибо они подобны земле, на которую небеса должны изливаться. Но многие из клириков, напротив, не только не разбираются в тех священных письменах[MVV5] , но и ни во что их не ставят, или уж во всяком случае не упускают возможности показать, что ценят их очень низко, и дурно судят о настоящих знатоках[MVV6] . И обладая наималейшим интересом к каким-нибудь выспренным и высокопарным вопросам, они щеголяют званиями магистров богословия[MVV7] , не имея к богословию никакого отношения; ибо главное для богословия, как это представляется мне, — это вопросы Школы и Учения, которое прирастает при посредстве святых, но не смотря даже и на это, пределом и совершенством, и наивысочайшим предметом для богословия остаётся Священное Писание, к познанию которого устремляется здесь всё как к необходимой цели. Оставив клириков и обратившись вновь к простому народу, к тому вреду, который произошёл из-за того, что народ в своём грехе и высокомерии сделался неспособным к чтению Божественного Писания, увидим, что отсюда произошёл и другой, отнюдь не меньший вред; ибо ринулись люди безудержно в чтение множества книг, и часто не только бесполезных, но и определённо вредных, которых появились в нашу эпоху более, чем в какую-нибудь другую, как бы силою диавола, по причине отсутствия книг истинно хороших. И с нами произошло то, что случается с землёй, ибо если не засеять её пшеницей, то взрастут на ней тернии. И я скажу, что этот второй вред частию превосходит первый, ибо люди теряют в результате замечательный инструмент для улучшения самих себя, приобретая взамен другой, сопутствующий им на путях зла, ибо там находит себе пропитание добродетель, а здесь остаётся лишь пища для пороков. Потому что, если, как говорит апостол Павел, “худые сообщества развращают добрые нравы[MVV8] ”, то дурная и вредоносная книга, которая сообщается с читающим её во всякий день и во всякий час, чего только с ним не сотворит. Или же как может быть, что не воспримет испорченную и дурную кровь тот, кто употребляет негодную и ядовитую пищу. И если мы в самом деле захотим взглянуть на всё это со вниманием и быть при этом судиями беспристрастными, то не сможем не признать того, что именно от чтения этих извращённых, беспорядочных книг и происходит большая часть тех печальных изменений и утрат, которые всё продолжают и продолжают обнаруживаться в наших нравах. И даже тем наклонностям к язычеству и неверию, которые обнаруживают в них ревностные служители Бога[MVV9]   (не знаю, ощущались ли они более, чем теперь, в какой-либо из веков христианской эпохи) начало, и корень, и причина — книги эти, по суждению моему. И достойно великого сожаления, что многие простые и чистые люди блуждают на этом дурном пути и, как бы не зная отчего и почему, оказываются отравленными и разбиваются напрочь об эту сокрытую от глаз скалу. Ибо многие из этих дурных сочинений гуляют обыкновенно по рукам молоденьких женщин и девушек[MVV10] , и это не остаётся неведомым для их родителей, а в результате оказываются пустыми и бесполезными все ухищрения по предотвращению этой заразы.               

          Но поскольку мне кажется, что всегда полезно и достохвально записывать на бумагу здравые рассуждения,  пробуждающие души и выводящие их на путь истинный, то по моему разумению необходимо теперь, чтобы все сочинители, в кого вложил Господь добрые качества и талант для подобного рода работы, занялись бы ею, повествуя на нашем языке ко всеобщему благу о различных вещах, либо непосредственно порождённых Святым Писанием, либо подходящих и соответствующих ему, дополняющих его, насколько это возможно, удовлетворяя таким образом всеобщую людскую потребность и замещая в то же время этими сочинениями книги вредные и пустые.          

       И хотя, в самом деле, уже потрудились в этом направлении вполне успешно многие весьма знающие и религиозные лица, и оставили нам множество сочинений, исполненных блага и чистоты, но многие другие, способные к подобного рода занятиям, не должны всё же считать всю работу уже совершённой и бросать перо из рук; ибо даже если напишут что-нибудь все, кто что-нибудь может написать, то и тогда, всё равно, написанное будет гораздо меньше не только того, что вообще можно написать о подобных вещах, но и того, что отвечает нашим потребностям, как по причине великого разнообразия человеческих вкусов и наклонностей, так и в результате наличия громадного числа сочинений дурных, против которых и должны быть направлены сочинения благие. И как на поле битвы или при осаде крепостей во время войны, их изучают со всех сторон при помощи всех ухищрений, которые нам доставляет воинское искусство, так же должны вести себя и все добрые и знающие сочинители, помогая друг другу в теперешней сложной и как бы ощетинившейся башнями обстановке.

       Так я думаю теперь и так же думал всегда. И хотя я и сознаю себя наименьшим из всех, кто может послужить в этом вопросе Церкви, всё же мне всегда хотелось послужить ей и в этом, однако же до сих пор сделать мне этого не удавалось по причине моего слабого здоровья и большой занятости. И если уж так получилось, что вся моя предыдущая, заполненная трудами и заботами жизнь, не давала мне возможности исполнить моё намерение, то, как мне кажется, я не должен по крайней мере упустить случай, предоставивший мне благодаря бессовестности и злой воле определённых лиц время досуга[MVV11] ; ибо хотя я и окружён неисчислимыми тяготами, но длительная благосклонность небес, незаслуженно ниспосланная мне Богом, истинным Отцом всех страждущих, и глас собственной совести наполнили мою душу таким миром, что я не только в деле врачевания своих душевных недугов, но и на пути познания истины добился теперь и способен отныне достигнуть впредь таких результатов, о которых раньше не мог и помыслить. И Господь превратил эту работу в свет и спасение для меня, и посредством рук, желавших причинить мне зло, ниспослал мне благо. И я бы не ответил на эту чрезвычайную и удивительную милость должным образом, если бы не попытался теперь в доступной мне форме, сознавая всю скудость своего дарования и своих сил, исполнить то, что, как мне представляется, необходимо для блага верных Его.

       И вот как раз к этому случаю мне пришли на ум некоторые рассуждения, которым предавались между собой несколько лет тому назад трое молодых людей из моего ордена[MVV12] , причём двое из них — люди большого ума и больших способностей, касательно имён, коими называется в Священном Писании Иисус Христос; об этом мне рассказал некоторое время спустя один из них, а я решил запомнить эти рассуждения, показавшиеся мне не лишёнными интереса. Ну а теперь, когда я решился написать нечто, способное послужить ко благу людей Христа, то счёл, что было бы достойным выбором и добрым предзнаменованием начать с Его святых имён, тем более, что это так полезно для читателей и так приятно для меня; потому что если Христос, Господь наш, является как бы источником или, точнее сказать, океаном, заключающим в себе все добрые качества, которыми обладают люди, то даже и прикоснуться к нему или, если мне позволено будет так выразиться, рассыпать перед взором читателей все эти сокровища, будет занятием добрым и полезным, как никакое другое. Ибо у всякого благомыслящего человека познание Бога должно предшествовать познанию и осознанию всех прочих вещей, потому что в Нём заключена основа их всех и как бы цель, к которой христианин устремляет все свои помышления и дела; и, таким образом, главное, что должно утвердиться в нашей душе, — это стремление ко Христу и, в следствие этого, стремление к познанию Его. Ведь в том-то и заключается истинная мудрость, чтобы как можно больше знать о Христе, и это в самом деле наивысшая и наивосхитительнейшая из всех видов мудрости; ибо, постигая Его, мы постигаем все сокровища Божественной Премудрости, сокрытые в Нём по словам апостола Павла[MVV13] ; постигаем всю бесконечность любви, которую питает Бог к людям, и Его величие, и бездонную глубину Его наставлений, и огромную мощь Его непобедимой силы, вместе со всеми прочими достоинствами и совершенствами, пребывающими в Боге и открывающимися, и расцветающими, как нигде, в образе Христа. И все эти достоинства или большая их часть откроются нам, если мы постигнем силу и значение имён, которые Святой Дух даёт Христу в Священном Писании; ибо эти имена подобны тем кратким числам[MVV14] , в которых Бог чудесным образом сокрыл всё, что может постичь человеческий ум, если следует это ему постигать.

       Итак, всё, о чём говорилось тогда, восстановил я в своей памяти, и почти в том же самом виде, в каком рассказали об этом мне, записал, так чтобы всё по возможности соответствовало истине или походило на неё, и послал Вашей Милости[MVV15] , на снискание расположения которой направлены все мои труды.

 

Вступление

         


 [MVV1]Педро Портокарреро — один из самых влиятельных покровителей Фрай Луиса. В 1556–1557 и 1566–1567 — ректор Саламанки.

 [MVV2]В древней Церкви служение Учителя было одним из самых почётных. И исполнять его должны были, естественно, только люди, обладавшие соответствующей харизмой или призванием. Поначалу служение это не совпадало со служением епископа или надзирателя, ведавшего в основном хозяйственной жизнью общины, также как и со служением проповедника, значительная часть функций которого была усвоена в дальнейшем пресвитером или священником.

 [MVV3] [MVV3]Здесь в первую очередь имеется в виду реформация. Ср. 2 Пет. 3, 16: "...во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутверждённые, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания".

 [MVV4] [MVV4]Имеется в виду знаменитый индекс папы Павла IV от 1559 г., в целях борьбы с реформацией запретивший печатание библии на всех языках, кроме "канонических", т.е. древнееврейского, греческого и латыни.

 [MVV5] [MVV5]Имеется в виду древнееврейский язык.

 [MVV6] [MVV6]Здесь Фрай Луис имеет в виду прежде всего себя и те неприятности, которые пришлось ему пережить в связи со своим интересом к оригинальному языку Священного Писания.

 [MVV7] [MVV7]Звание магистра было высшим учёным званием, присуждавшимся в те времена факультетами богословия и искусств, и соответствовало званию доктора на медицинских и юридических факультетах.

 [MVV8] [MVV8]1 Кор. 15, 33.

 [MVV9] [MVV9]Имеются в виду служители Святой Инквизиции.

 [MVV10] [MVV10]Среди прочего Фрай Луис намекает здесь на так называемые рыцарские романы. Против дурных рыцарских романов направлен был всемирно известный "Дон Кихот" Сервантеса, первая часть которого была опубликована в 1605 году — через 14 лет после смерти Фрай Луиса и 22 года спустя первой публикации "О именах Христа". О влиянии, которое оказало чтение рыцарских романов в отрочестве на неё саму, а также на её родителей, вспоминает св. Тереса де Хесус в своей важнейшей книге "Жизнь" (см.: Мережковский Д.М. Испанские мистики. Брюссель. 1988.

 [MVV11] [MVV11]Фрай Луис подразумевает своё заключение в тюрьму Святой Инквизиции в Вальядолиде (см. предисловие переводчика).

 [MVV12] [MVV12]Орден Августинцев, к которому принадлежал Фрай Луис.

 [MVV13] [MVV13]Кол. 2, 3: "...В котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения".

 [MVV14] [MVV14]Мистическая нумерология была весьма популярна в среде многих средневековых христианских богословов.

 [MVV15] [MVV15]Всё вышеприведённое предисловие написано в форме расширенного посвящения дону Педро Портокарреро (см. прим. 1).